Должностная инструкция главного инженера жилищно-коммунального хозяйства. Профессиональный стандарт главного инженера Профстандарты в жкх

В статье приведен организационно-методический механизм подготовки и применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ. Представлены основные задачи и функции участников процесса на федеральном региональном и муниципальном уровне, включая предприятия отрасли.

Изменение профессиональных требований к профподготовке работников ЖКХ

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“». В соответствии со ст. 195.3 этого закона профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), обязательны для организаций тех отраслей экономики, где федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (приказами федеральных министерств и ведомств) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Теперь каждый работодатель обязан предъявлять требования к профессиональным квалификациям, образованию и трудовому опыту работника или претендента на ту или иную должность в строгом соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Понятия квалификация работника в сф(уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы) и профессиональный стандарт (характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности) определены в ст. 195.1 Федерального закона № 236-ФЗ от 03.12.2012 «Понятие квалификации работника и профессионального стандарта».

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, который в рамках конкретной области профессиональной деятельности, например в жилищно-коммунальном хозяйстве:

  • описывает бизнес-процессы для достижения целей и задач, стоящих перед тем или иным видом профессиональной деятельности (например, водоснабжение и водоотведение или управление и эксплуатация многоквартирных домов);
  • определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и набору компетенций работников по различным квалификационным уровням (от разнорабочего до руководителя организации);
  • является механизмом саморегулирования рынка труда, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, и средством обеспечения качества человеческих ресурсов в отрасли.

Требования к квалификации работников, приобретенной ими в рамках непрерывного образования или на производстве, постоянно повышаются. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке профессиональных квалификаций» установил принципиально новый подход к определению (подтверждению) профессиональных квалификаций работников рынка труда и сферы ЖКХ. Теперь их знания, навыки и умения должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Процедура оценки основана на доверии работодателей и граждан к ее качеству.

Правительство РФ приняло постановление от 27.06.2016 № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584). Этот подзаконный акт обязал предприятия (организации) утверждать планы по организации применения профессиональных стандартов. В таких планах определяется список профессиональных стандартов, подлежащих применению, устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах. В плане также должен приводиться перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению на предприятии с учетом требований профессиональных стандартов, и другие документы организации, касающиеся вопросов оценки квалификации работников. Планы обсуждаются с представительным органом работников.

Таким образом, профессиональные стандарты в сфере ЖКХ стали частью государственной кадровой политики. С 1 июля 2016 г. их начали внедрять на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.

Постановление № 584 адресует свои поручения непосредственно государственным корпорациям и муниципальным предприятиям. Тем не менее иные нормативные правовые и методические документы, регулирующие деятельность по развитию профессиональных квалификаций (в т. ч. документы Правительства РФ, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России), говорят о том, что в этом процессе должны принимать участие отраслевые министерства и ведомства, общероссийские отраслевые объединения работодателей и профсоюзов, администрации субъектов РФ и муниципальных образований. При этом каждая сторона этого многопланового процесса должна решать вполне конкретную, отведенную ей задачу.

  • Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на федеральном уровне

На федеральном уровне принимаются основные нормативные правовые и методические документы, которые обеспечивают применение профессиональных стандартов на местах. Формируется перечень наиболее востребованных в той или иной отрасли профессий, под них организуются разработка и утверждение профессиональных стандартов. В сфере ЖКХ в 2012-2014 гг. этим занимался Минрегион России, а затем Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения. С 2014 г. координирующую функцию по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ принял на себя Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ (СПК ЖКХ). Совет создан решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 29.07.2014 (протокол № 3) и наделен полномочиями:

  • по проведению мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в сфере ЖКХ;
  • по разработке, актуализации и применению профессиональных стандартов в сфере ЖКХ;
  • по разработке, применению и актуализации отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в сфере ЖКХ;
  • по организации и координации деятельности по оценке профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами и иными установленными квалификационными требованиями;
  • по участию в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ.

Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения подписали 21 декабря 2015 г. соглашение о сотрудничестве, чем и ратифицировали упомянутое решение. В состав СПК ЖКХ вошли компетентные представители Минстроя России, Фонда содействия реформированию ЖКХ, общероссийских отраслевых ассоциаций предприятий (водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики, управления многоквартирными домам, похоронного дела и др.), а также представители отраслевого образования и науки; общероссийских и региональных объединений работодателей и профсоюзов. Совет сформировал благоприятные условия для внедрения профессиональных стандартов на предприятиях сферы ЖКХ.

За время работы СПК ЖКХ:

  • разработаны и утверждены:

46 отраслевых профессиональных стандартов;

99 новых наименований профессиональных квалификаций;

обучены и аттестованы в соответствии с Требованиями к членам квалификационной комиссии Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требованиями к Центру оценки квалификаций в ЖКХ, утв. решением СПК ЖКХ от 28.07.2015 (протокол № 3)*:

37 экспертов по оценке профессиональных квалификаций;

51 технический эксперт для работы в региональных Центрах оценки квалификаций (ЦОК ЖКХ).

* Все эти документы размещены на сайте Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ www.expertgkh.com.

Совместно с Национальным агентством развития квалификаций ведется разработка, согласование и утверждение 65 комплектов оценочных средств (КОС) - основного инструмента оценки профессиональных квалификаций работников предприятий в сфере ЖКХ в процессе проведения профессионального экзамена.

  • В каких случаях применение профессиональных стандартов обязательно?

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на региональном уровне

На основе нормативно-методической базы, сформированной СПК ЖКХ, регионы внедряют профессиональные стандарты на отраслевых предприятиях. Субъекты Российской Федерации создают при министерствах ЖКХ (комитетах, департаментах) комиссии по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории. В них включаются представители региональных объединений работодателей и профсоюзов, отраслевых предприятий и иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по формированию и развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда, - регионального министерства (комитета) по труду, служб занятости, учреждений образования и др.

Комиссии в своей деятельности руководствуются:

  • федеральными законами:

От 03.12 2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и статью 1 Федерального закона „О техническом регулировании“»;

От 02.05 2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“»;

От 03.07.2016 № 238-ФЗ «О незави- симой оценке квалификаций»;

  • Постановлением № 584;
  • нормативно-методическими документами СПК ЖКХ.

Основные задачи комиссий:

  • организация применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории в соответствии с Постановлением № 584;
  • контроль проведения Центром (ми) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениями (экзаменационными центрами - ЭЦ) независимой оценки квалификации работников предприятий отрасли и выпускников учреждений образования, соискателей с рынка труда;
  • контроль профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов для сферы ЖКХ на соответствие профессиональным стандартам.

Для решения закрепленных задач комиссии:

  • координируют организацию разработки и исполнения планов мероприятий по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ по муниципальным образованиям;
  • участвуют в проведении профессионального экзамена в Центре (ах) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениях (ЭЦ), а также в процедуре профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки работников предприятий ЖКХ;
  • организуют мониторинг рынка труда, оценку необходимости разработки новых профессиональных стандартов или актуализации существующих для определения потребности в квалифицированных кадрах для сферы ЖКХ;
  • содействуют формированию общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности комиссии.

Комиссии имеют право:

  • запрашивать в установленном порядке у муниципальных органов власти информацию о ходе разработки и исполнения планов мероприятий применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ муниципальных образований, необходимую для работы комиссии;
  • приглашать на заседания комиссии для участия в ее работе представителей муниципальных органов власти, предприятий ЖКХ, других учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда;
  • привлекать к работе комиссии экспертов по вопросам, подлежащим рассмотрению комиссией, а также создавать рабочие и экспертные группы для решения задач, относящихся к компетенции комиссии;
  • публиковать информацию о деятельности комиссии на официальном сайте министерства ЖКХ территории.
  • Комиссии обязаны ежеквартально направлять в министерства ЖКХ отчет о своей деятельности, а также представлять информацию о своей деятельности по запросу органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ.

Как правило, комиссия состоит из председателя, заместителей председателя (не более двух) и членов комиссии. Численность комиссии определяется министерством ЖКХ. О ее деятельности можно узнать из открытых источников. На официальном сайте министерства ЖКХ комиссия размещает:

  • информацию о деятельности комиссии, ее персональном составе, месте нахождения (почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона);
  • основания применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ;
  • требования к процедуре оценки профессиональных квалификаций и профессионально-общественной аккредитации отраслевых образовательных программ учреждений образования.

СПК ЖКХ утвердил Порядок отбора и прекращения полномочий Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требования к Центру оценки квалификаций в ЖКХ (протокол № 3 от 28.07.2015). Аккредитованы 29 ЦОК по различным направлениям деятельности ЖКХ: в республиках Татарстан и Крым; в Москве и Санкт-Петербурге; в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском, Красноярском краях; в Иркутской, Калининградской, Костромской, Московской, Новосибирской, Омской, Самарской, Свердловской, Челябинской и других областях. В соответствии с решением СПК ЖКХ в регионах реализуются две модели создания и функционирования центров оценки квалификаций.

Первая модель - отраслевая, когда ЦОК создается по одному виду деятельности в ЖКХ, например по водоснабжению и водоотведению или похоронному делу.

Вторая модель - многоотраслевая, когда ЦОК осуществляет деятельность по оценке профессиональных квалификаций по нескольким видам деятельности в ЖКХ.

Развитие этих моделей обусловлено как наличием в субъектах Российской Федерации региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ (РООР ЖКХ) и их заинтересованностью в создании ЦОК ЖКХ, так и авторитетом общероссийских отраслевых ассоциаций (РАВВ, Роскоммунэнерго, Национальной ассоциации управляющих недвижимостью, Ассоциации похоронной отрасли), которые инициируют создание отраслевых ЦОК.

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на муниципальном уровне

На муниципальном уровне профессиональные стандарты внедряются на предприятиях ЖКХ.

Решение о применении профессиональных стандартов на предприятии ЖКХ влечет за собой разработку плана мероприятий внедрения профессиональных стандартов на предприятии (Постановление № 584). Для этого руководство предприятия издает приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов и утверждает соответствующий план мероприятий.

Цели плана:

  • организация работы по внедрению профессиональных стандартов на предприятии;
  • перевод работников предприятия на эффективный контракт;
  • приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями утвержденных профессиональных стандартов;
  • приведение наименования должностей штатного расписания и должностных инструкций работников предприятия в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;
  • определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах;
  • разработка и реализация плана подтверждения работниками предприятия соответствия профессиональных квалификаций требованиям профессиональных стандартов в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию путем сдачи ими профессионального экзамена в ЦОК (ах) ЖКХ и их подразделениях (ЭЦ);
  • составление сметы затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников, а также на подтверждение (процедуру оценки) профессиональных квалификаций работников предприятия в ЦОК ЖКХ на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

При разработке плана мероприятий соответствующие службы предприятия должны исходить из следующего. Реестр профессиональных стандартов* насчитывает более 800 утвержденных Минтрудом России и зарегистрированных Минюстом России профессиональных стандартов (ПС). Многие из них отраслевые, т. е. отражают специфику деятельности той или иной отрасли национальной экономики: строительства, машиностроения, финансов, сферы гостеприимства и т. д. В ЖКХ таких профессиональных стандартов 46 (см. приложение). Остальные профессиональные стандарты многоотраслевые, т. е. могут применяться в различных областях деятельности. Например, профессиональные стандарты: «Токарь», «Сварщик», «Специалист по работе с персоналом» и др. Необходимо выяснить, есть ли в Реестре профессиональные стандарты с наименованием должностей, схожих с приведенными в действующем штатном расписании предприятия.

* Реестр профессиональных стандартов размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты».

  • Разработка профессиональных стандартов – требование времени

Пример

На одном из предприятий водоснабжения и водоотведения при сравнении штатного расписания и Реестра выяснили, что применению подлежат 118 профессиональных стандартов, в т. ч. 17 отраслевых.

Наименования должностей, профессий и специальностей из действующего штатного расписания предприятия устанавливались по единым тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий рабочих, единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Поэтому нужно установить тождественность этих наименований наименованиям должностей, профессий и специальностей из актуальных для предприятия профессиональных стандартов - как отраслевых, так и межотраслевых.

Пример

В штатном расписании была должность «Техник-смотритель». В ПС «Специалист по управлению многоквартирным домом» эта должность называется «Техник многоквартирного дома II категории».

Такие новые наименования должностей в ЖКХ разработаны, согласованы Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте РФ по всем 46 профессиональным стандартам ЖКХ (протокол от 28.07.2016 № 15) и размещены на странице Федерального реестра профессиональных квалификаций.

План мероприятий должен состоять из разделов и наименований мероприятий с указанием сроков их исполнения.

1. Определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению на предприятии. Срок исполнения - 2016 г.

Проводится процедура установления тождественности и составляется таблица с указанием количества профессиональных стандартов и численности работников по должностям/профессиям.

2. Ознакомление работников предприятия с содержанием профессиональных стандартов, разъяснение новых терминов и требований. Срок исполнения - 2016 г.

Профессиональные стандарты оформляются в виде отдельных брошюр и обсуждаются на методических советах, на общих собраниях сотрудников и др. Руководители (начальники служб и подразделений) информируют о внедрении ПС своих непосредственных подчиненных. Также необходимые сведения размещаются на стендах в структурных подразделениях предприятия, оформляются «уголки» с материалами «Профессиональный стандарт». На сайте предприятия размещается страничка «Профессиональные стандарты».

3. Внесение изменений в локальные документы предприятия для приведения их в соответствие с профессиональными стандартами. Срок исполнения - 2016 г.

На период 2016-2017 гг. разрабатывается план-график внесения изменений в локальные нормативные документы предприятия, регулирующие социально-трудовые отношения: в коллективный договор, должностные инструкции, трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору).

4. Определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников, для которых необходима профессиональная подготовка, переподготовка и/или повышение квалификации.

Составляется смета затрат на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации и представляется учредителям предприятия для утверждения и включения в бюджет на 2017-2018 гг.

Составляется план-график прохождения работниками предприятия профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации в 2016-2018 гг.

  • Роль сертификации в повышении уровня квалификации работников ЖКХ

5. Разработка и реализация плана подтверждения (оценки квалификации) в ЦОК ЖКХ работниками предприятия профессиональных квалификаций в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников для проведения оценки их квалификации на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Составляется план-график проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК на период 2017-2018 гг. (по годам и месяцам).

Составляется смета затрат на проведение оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ.

Утверждается учредителями предприятия смета затрат на проведение оценки квалификации работников предприятия в ЦОК ЖКХ.

Согласовывается план-график и стоимость проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов с ЦОК ЖКХ.

5.1. Уведомление работника/специалиста о дате проведения оценки квалификации в ЦОК ЖКХ и о переходе на эффективный контракт.

За две недели до начала проведения оценки квалификаций в соответствии с планом-графиком, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года;
  • лица, вышедшие на работу после длительного перерыва в работе по уважительной причине.

6. Составление индивидуальных планов развития профессиональной компетенции работников и специалистов предприятия. Срок исполнения - 2016 г.

Определяются (разрабатываются) программы повышения профессионального уровня работников/специалистов предприятия.

7. Сбор документов для проведения оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ. Срок исполнения - 2016-2018 гг.

Составляется перечень документов для ЦОК ЖКХ в соответствии с Порядком проведения оценки профессиональной квалификации. Подготовка документов осуществляется в соответствии с планом-графиком проведения оценки квалификаций, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Контроль за исполнением Постановления № 584 возложен на Государственную инспекцию труда. За неисполнение требований этого постановления установлена административная ответственность: предупреждение или наложение административного штрафа. Для юридического лица размер штрафа составляет 250–500 тыс. руб.

Приложение

Перечень утвержденных в ЖКХ профессиональных стандартов

Как уже говорилось выше главной обязанностью человека на этой должности становится обеспечение безопасности труда путём надзор за исполнением правил техники безопасности.

Но в этой профессии, как и в любой другой есть некоторые нюансы.

Дело в том, что подобная должность должна существовать в любой организации даже в ЖКХ, а её особенности заключаются в следующем:

  1. Если в организации трудятся более 50 сотрудников, то служба, занимающаяся охраной труда должна быть создана и действовать в обязательном порядке.
  2. Функции, положенные инженеру по охране труда, могут выполняться даже руководителем предприятия если он этого захочет. В случае когда у начальника слишком много важных дел он может назначить любого сотрудника, который будет выполнять все положенные обязанности.
  3. Человек, которого назначили на должность инженера по охране труда должен иметь определенное образование. Опыт работы в этой сфере также приветствуется.
  4. Гражданин, который уже не первый год занимает эту должность обязан разбираться в законах России. Он должен понимать действующие нормативные акты, а также определённые правила, которые касаются области, в которой работает данная организация.

Должностная инструкция инженера ПТО в ЖКХ

Обязанности инженера ПТО в ЖКХ зависят от особенностей участка, на котором придётся нести службу.

К человеку, получившему эту должность, предъявляются достаточно высокие требования.

Занимать такую должность, может, только гражданин, имеющий высшее и среднее техническое образование, которое он получил по соответствующему профилю.

При назначении можно обойтись и без опыта работы, поэтому эта профессия может идеально подойти для начала карьеры. Однако это действует не всегда в ситуации когда дело касается работы на серьёзных объектах.

Человек не получит назначение если не будет обладать профильной специализацией и стажем не менее 3 — 4 лет в соответствующей области.

В профессиональной деятельности такого специалиста очень важно исключительное знание специфики работы той отрасли, которой занимается организация.

Это обусловлено тем, что даже небольшие ошибки, которые могут быть допущены сотрудником на этой должности очень дорого обойдутся всему предприятию.

Подобрать стоящего кандидата на такую должность задача очень ответственная. Обычно этим занимается вышестоящий руководитель такой как начальник отдела или главный инженер.

Если организация небольшая, то поиском и подбором такого сотрудника может заниматься даже сам генеральный директор. Должность инженера ПТО можно встретить практически в каждой организации.

Но тем не менее должностная инструкция везде разная .

Она зависит от типа объекта, за которым осуществляется контроль, структуры самой организации, а также области ответственности.

Таким образом, в разных местах к таким сотрудникам предъявляются совершенно разные требования. Где-то могут спрашивать больше, а где-то меньше.

Обязанности работников коммунального хозяйства


Профстандарт главный инженер ЖКХ

Как уже говорилось выше подобный гражданин, занимающий руководящую должность призван осуществлять полное руководство над комплексом работ обслуживанию и эксплуатации общего имущества.

Чтобы справляться со своими обязанностями он должен обладать высшим образованием и пройти программу, направленную на повышение квалификации.

Ещё такому человеку следует пройти определённую профессиональную переподготовку, которая проводится в рамках дополнительного образования профессионального типа. В случае когда у кандидата на эту должность присутствует требуемое высшее образование, то опыта работы от него могут и не потребовать.

Если это условие не выполняется, то обязательно потребуется опыт работы не менее одного года в сфере ЖКХ.

В общем обязанности главного инженера управляющей компании ЖКХ полностью зависят от сферы его деятельности.

Справочник инженера ЖКХ

Упомянутый помощник — справочник инженера УК ЖКХ содержит в себе информацию концентрированного типа которая касается практического опыта тех людей, которые его разрабатывали.

Они ориентировались на область эксплуатации зданий в профессиональной деятельности.

Здесь содержится совокупность знаний, разработок, а также образцов различной документации, которые разрабатывались юристами и консультантами в сфере финансов.

Уровень заработной платы

Этот показатель зависит от региона, в котором работает человек, а также типа его работы. Таким образом, размер зарплаты инженера может колебаться от 35000 до 50000 руб.

И эти показатели будут действовать для тех сотрудников, которые работают сравнительно недавно.

Люди, которые имеют определённый стаж и заняли должность повыше могут рассчитывать на повышение заработной платы, притом ощутимое.

Таким образом, главный инженер может получать от 70000 до 150000 руб.

Заключение

Если вспомнить всё то, что было упомянуто выше, то можно сделать вывод, что эта профессия является одной из самых престижных в России. Однако за такую щедрую зарплату придётся работать тоже очень щедро и работа эта очень ответственная, которая будет увеличиваться пропорционально зарплате.

Главный инженер - профстандарт в виде отдельного документа для этой должности не разработан. Однако эта должность встречается в большом количестве уже утвержденных профстандартов производственной направленности. О нескольких из них и поговорим в нашей статье.

Кто такой главный инженер

Должность главного инженера предполагает совмещение функций технического специалиста и управленца. Сотрудник в этой должности должен обладать знаниями всех технических тонкостей той области, в которой работает его предприятие, так как только это поможет ему эффективно руководить самим техническим процессом. Ведь только поработав непосредственно на производстве, можно понять, как лучше им управлять, в каком направлении его модернизировать и развивать. Именно поэтому главные инженеры нередко вырастают из рядовых специалистов.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих должность главного инженера отнесена к разряду руководителей. Соответственно, ему вменяется и множество должностных обязанностей, среди которых:

  • определение технической политики предприятия;
  • определение путей технического развития, модернизации и реконструкции производства;
  • повышение эффективности производства и снижение издержек;
  • организация испытаний новой техники и проведение научных экспериментов в рамках технологических процессов.

Естественно, что к такому специалисту выставлены повышенные квалификационные требования: это обязательно должен был быть сотрудник с высшим техническим образованием, проработавший как минимум 5 лет на профильной руководящей должности.

Областей производства, где есть место должности главного инженера, так много, что просто нет возможности рассмотреть все профстандарты в рамках одной небольшой статьи, поэтому возьмем для примера лишь два из них:

Не знаете свои права?

  • профстандарт главного инженера в сфере переработки нефти и газа;
  • профстандарт главного инженера в сфере обслуживания многоэтажного дома.

Главный инженер в сфере переработки нефти и газа

Профстандарт специалиста по химической переработке нефти и газа утвержден приказом Минтруда № 926н от 21 ноября 2014 года. В нем расписано 4 обобщенных трудовых функции:

  1. Техсопровождение технологических процессов переработки нефти (5 квалификационный уровень).
  2. Обеспечение работы объектов нефтегазоперерабатывающей организации (6 квалификационный уровень).
  3. Обеспечение производства продукции нефтегазопереработки (7 квалификационный уровень).
  4. Обеспечение реализации технической политики организации (8 квалификационный уровень).

Две последних функции может выполнять главный инженер. Для этого он должен иметь высшее образование на уровне специалитета или магистратуры, пройти программу повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования и не иметь медицинских противопоказаний, алкогольной или наркотической зависимости.

Опыт работы:

  • для выполнения функции по обеспечению производства продукции нефтегазопереработки — минимум 3 года на должности 6 квалификационного уровня;
  • для выполнения функции по обеспечению реализации технической политики организации — минимум 5 лет на должности 7 квалификационного уровня.

Главный инженер в сфере обслуживания многоэтажного дома

Профстандарт специалиста по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома утвержден приказом Минтруда № 238н от 11 апреля 2014 года. В нем расписано 3 обобщенных трудовых функции:

  1. Обеспечение работ по эксплуатации и обслуживанию общего имущества дома (5 квалификационный уровень).
  2. Проведение ремонтных работ общего имущества дома (6 квалификационный уровень).
  3. Руководство комплексом работ по эксплуатации и обслуживанию общего имущества дома (6 квалификационный уровень).

Главный инженер здесь призван выполнять третью функцию. Для этого он должен иметь высшее образование (бакалавриат) и пройти программу повышения квалификации или профессиональной переподготовки в рамках дополнительного профессионального образования. Если у кандидата на должность главного инженера высшее профессиональное образование, то опыта работы не требуется, в ином же случае нужно наличие производственного опыта, выражающегося в как минимум годе трудовой деятельности в сфере ЖКХ.

Как видите, обобщенные трудовые функции главного инженера зависят от сферы, в которой задействован его труд. Причем зависимость просматривается также по квалификационному уровню и квалификационным требованиям. Чем сложнее технологический процесс, организацией которого занимается главный инженер, тем больше требований выставляется к кандидатуре претендента на должность и тем выше ответственность сотрудника.