Дымковская игрушка шаблон девушки. Дымковская роспись на игрушках и предметах интерьера. Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Ранее, в разделе «Рукоделие » и подразделе « » мы публиковали статью «Лепка из глины «, где описывали некоторые основы, которые касаются этого процесса. И в одном из комментариев появилась просьба рассказать подробнее про одну из разновидностей способов лепки из глины — про дымковскую игрушку. Ответный комментарий в виду большого количества данных превратился в эту статью — «Дымковская игрушка — основы изготовления «. О чём, соответственно, мы и поведём дальше речь.

Сразу стоит сказать, что по-настоящему создание дымковской игрушки может быть освоено у потомственных мастеров из села Дымково Кировской области, где эти традиции передавались из поколения в поколение и так далее. Так что каких-то особых тайн в статье вы не найдёте. Зато мы постарались определить самые основные основы — чтобы любой человек смог взять их и сделать игрушку. Соответственно, если нам это удалось / не удалось, пишите, пожалуйста, отзывы — чтобы можно было провести коррекцию материала при необходимости. Ну а теперь приступим.

Дымковская игрушка — основы изготовления на самом деле очень просты. Если говорить вкратце, то все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск и так далее. И отнюдь не потому, что наши древние предки любили пошуметь (хотя и это тоже 🙂) Так, считается, что злые духи очень не любят шум. Естественно, при наступлении весны, когда приходит пора сельхозработ, злые духи совершенно не нужны на полях и огородах. Тогда как за зиму на земле накопилось порядочно нечисти (зима вообще, как говорят, пора тёмных сил). И наши предки старались как могли справиться с этими злыми духами. В частности, организуя праздники, где необходимо было очень громко шуметь, свистеть, стучать и так далее. Духи пугались шума — и исчезали. Миссия была выполнена.

Дымковская игрушка — это одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Так, у вятичей (славянского племени из этих мест) была традиция праздника «Свистопляска». Как видно из названия, праздник явно шумовой и противо-нечистный. Соответственно,

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому и приурочивали их изготовление и продажу. К древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары, или «шарыши» Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям: по черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен — горошин.

Помимо шумовых функций, катание глиняных шаров на Свистопляску было поздней модификацией древнего обряда: заклинания плодородия - катания яиц. Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют и свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Это небольшие по размеру фигурки с характерными признаками животного спереди и коническим завершением в виде свистка сзади.

То есть, изначальная особенность дымковской игрушки — это способность издавать шум, свист. На сегодня «шумливость» — это не обязательный атрибут дымковской игрушки. Но цвета и формы современных игрушек сохранены достаточно точно.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забывался смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становились непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Они даже переходили туда, где уже не имели никакого смысла - на козлов, оленей, индюков, придавая им своеобразную наивную красоту, веселую и жизнерадостную. Постепенно эта декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, - чисто декоративную скульптуру.

Соответственно, отличительные черты дымковской игрушки:

  • специфические стилизованные формы
  • белый фон
  • яркая раскраска.
  • по-возможности — способность издавать шум, свист.

Конечно же, знатоки и специалисты могут назвать нам ещё сотню (а, может, и не одну) отличий дымковской игрушки от других. Но для нашей цели — основ изготовления дымковской игрушки — эти отличия не пригодятся. Ну а мы, собственно, переходим к основному разделу:

Основы изготовления дымковской (вятской) игрушки

Как, наверное, вы уже поняли, процесс изготовления дымковской игрушки проходит в 2 больших этапа:

  1. Создание собственно формы.
  2. Раскраска этой формы.

Начнём с первого шага. Традиционно для создания формы дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок. Естественно, глина из реки Вятка не всем доступна, поэтому люди пользуются заменителями. Если ваша цель — точное воспроизведение традиции дымковской игрушки, то нужны красная глина и песок, а также обжиг изделия в муфельной печи. Подобные способы обработки глины не всем доступны, поэтому мы ещё больше отклонимся от заветов предков 🙂

Итак, материалы для создания дымковской игрушки.

В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы:

  1. Если вам доступна художественная глина — то можно использовать её — только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).
  2. Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина — это то ещё удовольствие.
  3. В современных условиях лучше всего, если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина . В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной — но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными.
  4. Кроме того, более экономичный способ — это дымковская игрушка из солёного теста . Подробнее про солёное тесто можно прочесть в нашей статье «Солёное тесто — рецепты и способы лепки «. Если вам не нужна мега-точность и утончённость художественных форм готового изделия, то это отличный материал. Хотя также достаточно долго сохнет.

Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Каждый, кто возьмёт в руки материал и сделает несколько пробных игрушек, самостоятельно определит недостающие моменты. Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

Процесс лепки дымковской игрушки.

Этот процесс можно подразделить на несколько шагов.

Нулевой шаг — это выбор образца , готового изделия, которое вы хотите скопировать. Если вам не нравится копирование — можно импровизировать сразу. Но более логично сначала скопировать несколько готовых и наиболее понравившихся изделий. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.

Первый шаг — это создание основы . Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения.

Второй шаг — это изготовление придатков . Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Кстати, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: первые несколько игрушек — это учебные игрушки. Так что особых требований к качеству при их изготовлении у вас быть не должно. Требования к точности форм, утончённости и гармоничности должны появляться лишь при наличии небольшого навыка работы с глиной.

Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать дымковскую игрушку.

Про подбор красок и цветов для дымковской игрушки.

Цвета в дымковской игрушке в основном яркие, баночные — не смешиваемые. Если вы хотите подробнее узнать про смешивание цветов (например, про то, как получить красивейший фиолетовый цвет вместо грязи) — то вы можете прочесть статью «Как получить нужный цвет? «. Но если вам не жалко купить обычные краски по керамике на основе акрила в художественном магазине, то это будет более простой путь. Вам понадобятся любые нравящиеся вам яркие цвета — жёлтый, красный, чёрный, оранжевый, синий, зелёный, фиолетовый.

Естественно, традиционно для раскраски дымковской игрушки использовали натуральные красители на яйце, молоке. Затем — темперу. Но поскольку мы не соблюдали исконную технологию при создании заготовки, то зачем соблюдать её сейчас?

Итак, акриловые краски — отличный вариант для дымковской игрушки. Кстати, при особом старании ими можно справиться даже с пластилином. Плюс их важный плюс по сравнению с, например, гуашью — краски быстро сохнут и становятся очень прочными. Так что когда вы будете рисовать по белому фону, он не будет смешиваться с новыми цветами. Ну а если вы выбрали гуашь — будьте готовы к тому, что белый цвет фона будет взаимодействовать с другими красками. Особенно если вы будете водить кисточкой в одном месте дольше одного мазка.

Следующий этап — раскраска дымковской игрушки.

Который, в свою очередь, делится на

  • нанесение белого фона
  • окончательную разрисовку.

Нанесение белого фона — важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому покрыть заготовку белым в 2-3 слоя — это не прихоть, это суровая необходимость 🙂

Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Если вы не уверены, то для начала теми же цветами, какие будут использоваться в игрушке, можно раскрасить несколько фигурок на бумаге. Это даст возможность

  • а) немножко потренироваться
  • б) в большей степени определиться с желаемым сочетанием цветов.

Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек), предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет — то можно их нарисовать прямо поверх заготовки.

Кстати, в разукрашивании игрушки, вполне возможно, вам понадобятся наши советы из цикла статей Как научиться рисовать? Легко! И в особенности раздел про силовые линии в рисунке.

Вот и всё! Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе -и радоваться!

Дымковская игрушка — от простого к сложному.

Если говорить методически, то наиболее правильно начинать лепку игрушек с самых простых форм. То есть, вероятность получить полную ерунду в том случае, если вы выбрали для первой лепки, например, всадника, намного больше, чем если бы вы выбрали, скажем, свинку.

Принцип выбора игрушек, более простых в изготовлении : у них много туловища и мало «придатков». То есть, чем больше в игрушке туловища и чем меньше ножки, ручки, хвостики (а в идеале, если они вообще прилегают к телу и обозначаются только на рисунке), тем легче будет эту игрушку по первах делать.

И, наоборот, принцип выбора более сложных игрушек — появление длинных конечностей, шей, огромных хвостов и прочих «придаткообразных» выступов.

Дымковский колокольчик:

Свинки — отличный начальный этап, состоят из туловища и очень коротких лапок-пяточков-ушек.

Свинки из 1950-х годов:

Оригинальная игрушка 30-х годов прошлого века (как видите, примитивизм и стилизация — основа дымковской игрушки):

Современный вариант этой игрушки (намного меньше примитивизма и стилизации):

Более сложная модификация этой игрушки (конёк-мутантик):

Ещё более сложная модификация этой игрушки (конь-горыныч):

Следующий этап усложнения (вообще неизвестное животное 🙂) из 1900-х годов:

Эта же игрушка — но в современном исполнении:

Удачного творчества!!!

Итак, как вы, наверное, заметили, процесс изготовления дымковской игрушки прост и логичен.

И, естественно, ведь созданием этой игрушки издревле занимались не профессиональные художники, а исключительно любители. Так что дымковская игрушка по плечу каждому!

Любовь Свинина

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские -

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары-баловни -

Кавалеры наши.

(В. Синявский).

Сколько бы лет, столетий не прошло - самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть "народной". Она никогда не наскучит, не выйдет "из моды", всегда будет востребована и любима. Почему? Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь. Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они сделали сами! При работе над Дымковской барыней, Ульяна задала мне вопрос: "Любовь Геннадьевна, а когда мы сделаем барыню, можно будет забрать её домой?" и, немного подумав, добавила: "Мне так уже хочется её забрать!". "Конечно, Ульяна! Вы все заберёте барынь домой, ведь это ваши игрушки, вы их создали!" - поспешила заверить ребёнка я. И, каждый раз, мастеря с ребятами новых кукол, ещё и ещё раз убеждаюсь в том, что нет ничего роднее и ближе, чем то, что сделано своими руками и с душой.

Детский мастер-класс.

Хочется сказать слова огромной благодарности за идею, которую мы воплотили с детьми "в жизнь", Патраковой Наталье Владимировне! Уважаемая Наталья Владимировна, Ваша публикация: "Мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки "Барыня"" вдохновила нас с ребятами и наш мастер-класс мы посвящаем Вам!

Для выполнения поделки нам понадобился следующий материал:

1. Скульптурный или обычный пластилин.

2. Половина пластиковой бутылки (верхняя часть с крышкой).

3. Клей ПВА, салфетки бумажные белые, ножницы.

4. Присыпка детская (тальк).

5. Краски акриловые глянцевые.

6. Лак акриловый глянцевый.

7. Кисти "Нейлон" № 4 и № 5.


Ход работы.

1. Пластилин разогрели до мягкого состояния, размяли руками и покрыли им заготовленную часть бутылки вместе с крышкой.


2. Разгладили пластилин на заготовке, чтобы поверхность была гладкой и ровной.


3. Отдельно слепили: голову, руки, косу, кокошник, детали наряда - всё собрали на заготовке и закрепили.

Примечание: перед тем, как мы начали лепить с ребятами "Барыню", рассмотрели все варианты и, каждый выбрал себе ту, которая понравилась.

4. Заготовку из скульптурного пластилина присыпаем тальком, а заготовку из обычного пластилина обклеиваем бумажными салфетками белого цвета, нарезанные на не большие квадраты. Заготовка должна просохнуть. Как только заготовка обсохла, приступаем к раскрашиванию "Барыни".

5. Покрываем заготовку белой акриловой краской (2 слоя). Даём просохнуть.





7. Покрываем всю "Барыню" акриловым лаком, даём просохнуть в течение суток. Дополняем деталями декора. Дымковская игрушка "Барыня" готова!

Вот такие "Барыни" получились у наших ребят:



А, это моя "Барыня с цветком" - от всей души всем Вам: моим друзьям и гостям!

Публикации по теме:

"Хороша игрушка расписная, Вся поёт, бесхитростна, светла, И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. " Село Дымково уже.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дымковские игрушки» Тема: "Дымковские игрушки". Интеграция областей: познавательная, речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Дымковские игрушки» Конспект занятия по изодеятельности Тема: «Дымковские игрушки» Вид нетрадиционной техники изображения: оттиск пробкой, рисование ватными.

Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения. Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению.

Мастер-класс «Нитяные игрушки» Развитие детских пальчиков - мелкой моторики детских ручек способствует развитию речи и интеллекта малыша.

Пластилинография по мотивам дымковских игрушек "Барышня". Поэтапно

Мастер-класс: лепка и роспись "Дымковская барышня".

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми разного дошкольного возраста упрощая или усложняя ход работы. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия.
Задачи:
-познакомить детей с техникой лепки и росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Мы глиняному чуду поклонимся не раз,
О Дымковской игрушке поведую я сказ.

Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но я Дымкой горжусь в сотый раз.


Возле речки Вятки, Дымково-посёлок,
Окаймлён лесами уголок весёлый,
Лет ему четыреста, многое бывало.


Там любили песни, пляски,
Зарождались чудо-сказки.


Собирались вместе мужики, бывало.


А управясь дома, бабы приходили,


С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали-Свистопляс играли.


Как-то вятичи-дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками глина –
Слой на три аршина.


Стали шарики катать,
Как снежки, бывало…
Глину щупать, глину мять –
Жирная, как сало!


Кто-то сделал индюка –
Распушённые бока
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу –
Сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы
Живут в Дымкове – селе!


Игрушки из глины лепят,
В печи обжигают,
Веселыми красками раскрашивают,
И про то много сказок сказывают.


Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.


Материалы и инструменты:
-лист плотной бумаги (1/2 альбомного листа)
-пластилин(можно старый)
-зубная паста
-гуашь
-стека, кисти
-баночка для воды, тряпочка
-лак(не обязательно)


Для малышей можно использовать шаблоны рисунков.


Или предложить нарисовать простой силуэт барышни самостоятельно.

Ход мастер-класса:

Лепку данной барышни начнём с причёски. Нижнюю часть причёски вылепим из кусочков пластилина в виде капелек, а верхнюю из колбаски, и сформируем пальчиками нужный силуэт.


Затем малыш, из расплющенного шарика вылепим голову. Наверх прилепим пластилиновые волосы малыша. Ручки сделаем из колбасок. Все детали необходимо хорошо примазывать к листу бумаги.


Вылепим руки барышни. Затем займёмся декором платья, нам нужна довольно большая колбаска, которую мы расплющим пальчиками.


Это заготовка оборки передника юбки. Теперь её нужно прилепить к изделию создавая небольшие складочки, соединить оборку с бумагой нам поможет стека.


По такому же принципу лепим вторую оборку фартука. Затем будем обезжиривать пластилин, покроем все пластилиновые детали тоненьким слоем зубной пасты.


Пока зубная паста сохнет мы разукрасим фон, можно выбрать любой светлый фон. Затем разукрасим волосы персонажей.


Красным разукрашиваем оборку фартука, оранжевым кофточку и элементы орнамента на юбочке.


Теперь работаем с зелёным цветом.Сначала штанишки мальчика, затем полоски на юбке и кружочки на фартуке. Красным разукрасим рубашку ребёнка и кокошник барышни.


Добавляем детальки элементов росписи, рисуем лица и барышня готова.



Здесь мы тоже начнём с причёски, но создавать её будем иначе. Нам нужны тонкие колбаски, их мы расплющим и скрутим спиральками, затем прилепим к основанию бумаги.


Затем головной убор, сначала нижние поля шляпы.


Из сплющенного шарика верх шляпы. И лепим заготовки для украшения платья, для оборочек.


Размещаем оборочки на вороте и рукавах платья, и на верхней части юбки.


Затем обезжириваем пластилин, разукрашиваем фон и приступаем к росписи барышни.




И ещё один самый простой вариант изготовления дымковской барышни в технике лепки и росписи по пластилину. Главная цель-это познакомить детей с техникой и процессом работы, показать все этапы работы. Рассказать о том насколько это интересно и сложно, что работа требует внимания, терпения и аккуратности, но при этом всегда положительные эмоции и радость творчества. Детям предоставляется полноя свобода в выборе формы и цвета.


На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» - торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие - лепили игрушки; третьи - их обжигали; четвертые - белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка - это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки )

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин )

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек - барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк - красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня - это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка - традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня - муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки - раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка - символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены - это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый - символизирует чистоту; черный - ложь; зеленый - природу; красный - силу, здоровье; синий - небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки )

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.


Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы - как знак плодородия; волны - как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Народные ремесла относятся к тому типу декоративного творчества, которое доступно не только мастерам высокого уровня, но и обычным рукодельницам. Выполнить сувенир в народных традициях под силу даже ребёнку. Одними из самых популярных образов были и остаются яркие игрушки, и самая известная из них - яркая глиняная кукла.

Образ женщины, нарядившейся на праздник, собравшейся на ярмарку. Изготовить сувенир можно из разных материалов - глины, соленого теста и пластилина. Отличительными особенностями куклы являются характерные оборки и орнаменты. Высокая юбка разукрашена геометрическими элементами - кругами, квадратами, полосками и линиями, которые образуют рисунок в клетку.

Материалы для изготовления народной игрушки

Традиционно изделия народных промыслов лепятся из глины. Но возможны и другие варианты - пластилин и соленое тесто. В этом случае различие только в материале, сама барышня) своими руками выполняется аналогично традиционным образцам.

На занятиях с детьми, при организации совместного творчества, можно выбрать любой из трёх материалов. У каждого имеются свои преимущества и недостатки. Лепка дымковской барышни поэтапно - повторение одних и тех же операций.

Глина, самый распространенный материал, требует больших усилий и специального оборудования, зато изделия получаются долговечными и наиболее достоверными, близкими к оригиналу.

Дети не очень любят работать с холодной, влажной и капризной глиной, которую необходимо постоянно смачивать в процессе работы, им приятнее тёплый и мягкий пластилин или податливое тесто.

Дымковская барышня из пластилина поэтапно

Процесс начинается с подготовки рабочего места. Для начала необходимо взять материал для лепки. Можно использовать несколько вариантов:

  • обычный цветной пластилин;
  • однотонный скульптурный пластилин;
  • полимерная глина;
  • пластика затвердевающая.

Несколько предметов, которые нужно приготовить заблаговременно:

  • дощечка или плотная клеенка;
  • стеки (лопатки для работы);
  • подставка для изделия;
  • акриловые краски (при работе с одноцветным материалом).

Этапы изготовления

  1. Основа игрушки. Начинается дымковская барышня с большой юбки. Для начала нужно размять кусок пластилина и скатать из него шар. Затем сделать углубление в нижней части и, постепенно расширяя его, сформировать подобие чашки с толстыми стенками. Продолжая увеличивать отверстие, одновременно вытягивать пластилин вверх таким образом, чтобы чаша стала похожа на удлинённую перевёрнутую вазу. Установить на подставку и выровнять поверхность будущей юбки. На этом первый этап лепки окончен.
  2. Туловище выполняется из кусочка пластилина, сформированного в виде конуса. Сверху прикрепляется голова в форме шара и ручки, сделанные в виде двух друг. Основа куклы закончена. Все части примазываются друг к другу, чтобы игрушка выглядела цельной.
  3. Декоративные элементы. Характерные волнообразные оборки являются самой узнаваемой чертой, ими в изобилии украшена дымковская барышня. Для их изготовления нужно запастись длинными полосками пластилина. Чтобы их сделать, нужно раскатать тонкий пласт, подобно лепёшке, и нарезать его при помощи линейки и специального пластикового ножа на ровные красивые длинные полосы.
  4. Каждую полоску собрать в руках, формируя оборочки, закрепить их края с одной стороны. Эти элементы могут быть размещены на юбке, в виде манжет на рукавах, в форме короны уложены вокруг головы, и ещё из них формируется фартучек, поверх плоскости юбки.
  5. Дополнительными украшениями являются различные предметы. Например, сумочка, коромысло с ведерками, корзинка, большой калач, маленькие дети или маленький питомец, который прилип к подолу хозяйки в буквальном смысле слова.
  6. Часто в качестве аксессуара используется высокая шляпка. Слепить её нужно из небольшого цилиндра, который крепится на головку поделки. Затем из пластилиновых полосок формируются поля в виде складчатых волнистых оборочек. Теперь дымковская барышня из пластилина наряжена, как полагается.
  7. Завершающим штрихом является оформление личика, которое состоит из мелких элементов, кружков, сделанных из шариков. Необходимо прилепить глаза, носик, румяные щечки и ротик.
  8. Если изделие выполняется из цветного пластилина, полимерной глины или запекаемой пластики, на этом этапе оно считается законченным. В случае работы с однотонным куколка покрывается акриловой краской.

Дымковская барышня из соленого теста

Второй по популярности материал для поделок, который часто используется при работе с детьми. Он имеет свои особенности и преимущества. В отличие от пластилина, тесто не деформируется от перепадов температуры, не покрывается жирным блеском и может сохранять форму гораздо дольше.

Существует два основных способа изготовления поделок из теста. В первом случае изделие запекается в духовке и покрывается лаком или яичным желтком, во втором - добавляется соль качестве консерванта. Этот ингредиент препятствует разложению и порче от попадания влаги. Поделка сохраняет форму и твердую консистенцию.

Для изготовления игрушки «Дымковская барышня» понадобится два вида материала. Дело в том, что разные составляющие влияют на плотность и пластичность. Основа выполняется из более крутого теста, которое подходит для больших и объемных фрагментов, держит форму и не теряет очертаний. Маленькие отделочные элементы, декоративные оборочки вылепляются из более пластичного материала, который податлив и подходит для тонкой работы.

Тесто для лепки основы

Рецепт и список ингредиентов для основы:

  • пшеничная просеянная мука, 1 стакан;
  • соль поваренная мелкая (не йодированная), 1 стакан;
  • вода, 125 мл.

Необходимо смешать соль и муку в сухом состоянии и только потом постепенно добавлять воду, тщательно вымешивая, пока не закончится запас воды. В результате масса должна получиться эластичной.

Приготовление мучной массы для дополнительных элементов

Рецепт изготовления теста для мелких деталей:

  • мука, хорошо просеянная - 1, 5 стакана;
  • соль мелкая - 1стакан;
  • глицерин - 4 ложки (столовые);
  • клей для обоев или крахмал - 2 ложки (столовые);
  • вода - 150-125 мл.

При приготовлении смеси можно воспользоваться кухонной техникой, например, миксером, для облегчения задачи. В тесто можно добавить пищевые красители, и тогда процесс изготовления будет подобен работе с цветным пластилином.

Все этапы формирования элементов и лепки аналогичны классическим правилам. Тесто ведёт себя в руках подобно глине и пластилину. Для лучшего результата следует замешивать массу плотной консистенции и в меру упругой. В этом случае все оборки не потеряют свои очертания, а корпус сохранит нужную форму.

Завершающий этап

После того как поделка из теста вылеплена, её необходимо просушить и покрыть краской. Сначала грунтовкой, акриловыми белилами, а затем раскрасить задуманными элементами, геометрическими узорами и орнаментами.

Дымковская барышня и другие народные игрушки, вылепленные из соленого теста - это хороший вариант развлечения для детей и познавательное занятие, расширяющее кругозор и развивающее мелкие движения пальцев, что полезно для развития речи и формирования творческой личности в целом.