Что такое плакат определение. Виды плакатов и особенности их применения. Какие задачи ставятся создателем плаката

Московская областная государственная детская библиотека и Американский центр в Москве продолжают знакомить читателей с историей, культурой, литературой

Соединенных Штатов Америки.

Внимание! В конкурсе могут принимать участие жители Москвы и Московской области. К сожалению, наши возможности не позволяют расширить географию и пригласить к участию жителей других регионов.

Условия конкурса:

Возраст участников : 6 – 14 лет

Дорогие ребята! Предлагаем вам следующее задание. Нарисуйте плакат (постер) по книге американского автора.

Требования к предъявляемым работам:

· Сюжет плаката: книга (или книги) любого американского писателя, американские писатели, персонажи книг американских авторов – полезные цитаты, любая интересная информация для читателей. В сюжет плаката можно включать иллюстрации рисунки, фотографии, коллажи и т.п.

· Размер готового плаката 297 х 420 мм (формат А3).

· Работы должны быть выполнены на бумаге. Допускается применение разных техник и материала исполнения: карандаш, фломастер, гуашь, акварель, коллаж, фотография и т.п.

· Прежде чем приступить к рисованию вы должны понять, что такое плакат и чем он отличается от простого рисунка, составить его макет.

· Текст плаката должен быть на английском языке.

· У каждой работы может быть только один автор. На конкурс представляются только собственные авторские работы.

· Работы в этой номинации в электронном виде не принимаются .

Критерии оценки:

Раскрытие темы;

Оригинальность графического решения;

Знание английского языка;

Чувство юмора.

Работы принимаются только вместе с заполненным бланком заявки.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок принял решение участвовать в конкурсе плакатов. Это значит, что ему понадобится помощь.

Во-первых, необходимо выбрать такую книжку, которая нравится и которую хочется порекомендовать другим. Затем нужно помочь юному дизайнеру определиться с техникой выполнения работы.

Объясните ребёнку, что такое плакат и чем он отличается от простого рисунка.

Обсудите с ребенком прочитанную книгу и решите, какой текст поместить на плакат. Это могут быть как цитаты из книги, так и собственные мысли (а может, и то, и другое), или высказывание известного человека и т.п. Главное – ребёнок должен понимать, почемуон выбрал эти слова, что хочет ими выразить.

Помогите ребенку составить текст на английском языке. Не нужно писать за него, просто помогите найти нужные слова иностранного языка.

Подумайте над макетом плаката: как расположить изображения и текст. Можно создать несколько разных вариантов, а потом на семейном совете выбрать лучший. Старайтесь прислушиваться к детскому мнению и не пытайтесь сделать всю работу сами. «Взрослая рука» всегда видна в работах ребят.

Уверены, что наши маленькие художники справятся с заданием и надеемся, что работа доставит им удовольствие!

Плакат (нем. Plakat от фр. placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать) – броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

II. Номинация «Мои приключения на войне Севера и Юга». Пишем рассказ.

Возраст участников : 12 – 17 лет

Дорогие ребята! Предлагаем вам написать небольшой рассказ, о Гражданской войне в США в 1861-1865 годах или как ее еще называют «Войне Севера и Юга». Что вы знаете о ней? Какие чувства она вызывает у вас? Возможно, вы читали об этом книги, смотрели кинофильмы или, может быть, вам рассказывали об этих событиях учителя на уроке истории. В ходе войны произошло около двух тысяч сражений. В этой войне граждан США погибло больше, чем в любой другой из войн, в которых участвовали Соединенные Штаты Америки.

Представьте себе, что вы перенеслись во времени и стали участником этих событий Выберите какой-либо интересный для вас эпизод и сочините небольшой текст от своего имени или имени выдуманного вами героя. Не забудьте написать в своем рассказе, на какой стороне вы могли бы участвовать и почему.

  • У каждой работы должен быть только один автор.
  • Объем работы 1-3 печатные страниц.
  • Оформление работы рисунками приветствуется.
  • Работа должна быть выполнена только на английском языке .
  • Работы в этой номинации принимаются в печатном или в электронном виде.

К работам, представляемым в электронном виде, предъявляются следующие требования:

–файл не должен быть объемом более 3 Mb;

–файлы, если их несколько, должны быть правильно пронумерованы, иметь названия на латинском языке по фамилии автора работы, например: Petrov01.doc, Petrov02.doc, Ivanova01.jpg, Ivanova02.jpg.

– Внимание! Презентации PowerPoint не принимаются !

· Не забудьте заполнить бланк заявки.

III. Номинация «Создаём видеоролик о прочитанной книге» .

Возраст участников : 14 – 17 лет.

Дорогие ребята! Вы, конечно, любите смотреть видеоклипы. Вам предоставляется возможность сделать рекламный ролик о книге американского писателя. Попробуйте создать видеоролик так, чтобы ваши, друзья и знакомые, также любой человек, который увидел ролик, понял, о чем эта книга и захотел прочитать ее.

Вашу фантазию и творчество мы ничем не ограничиваем. На конкурс мы принимаем произведения видео-арта в любом жанре, исполненные в любой форме: мультфильм, видеофильм, музыкальный клип, рекламный ролик, компьютерная графика, флэш-анимация, и др. Вы можете использовать любую книгу, но обязательно американского писателя (даже если вы прочитали эту книгу на русском языке).

Требования к представляемым работам:

  • Видеоролик должен быть выполнен по книге американского писателя .
  • Работа должна быть выполнена только на английском языке .
  • Продолжительность ролика – не более 2 минут.
  • В этой номинации могут быть представлены как индивидуальные, так и групповые работы. Состав группы – не более 4 человек. При подаче заявки на конкурс обязательно указать состав группы (Ф.И.О., возраст каждого участника) и контактную информацию для всей группы.
  • Работа предоставляется в жюри на электронном носителе, по электронной почте (если объем файла не превышает 7-8 МБ) или пересылается через файлохранилище (Rapid Share, depositfiles и т.п.)
  • Работы могут быть выполнены в любом из указанных форматов .wmv, .mpg, .avi, .mpeg, .flv, .swf, .mov, .mkv, .divx, .ts.
  • На конкурс должны быть представлены оригинальные, незаимствованные материалы. Если вы решили использовать музыкальное сопровождение, то обязательным условием для принятия работы на конкурс является соблюдение авторских прав (подробнее см. информацию об использовании музыки для видео вы найдете здесь http://snimifilm.com/post/gde-vzyat-muzyku-dlya-filma). Работы, нарушающие авторские права к конкурсу допущены не будут.

История плаката это история общемировой художественной традиции, поскольку искусство плаката одно из древнейших в мире. Первопроходцами в этой области стали китайцы, традиции которых последовательно развивали европейские мастера. Искусство плаката возникло, конечно, не на пустом месте. К жанрам рекламы, можно отнести настенную живопись и средневековую гравюру, вывески первых магазинов и т.д.


В России печатные плакаты появились в начале XVIII века. В дореволюционной России плакат довольно редко носил ярко- политический, агитационный характер, рекламируя, как правило, деятельность различных фирм, благотворительных обществ и т.д. Как отмечает Н.И. Бабурина в книге «Русский плакат Первой мировой войны», художественная афиша служила прежде всего рекламой того или иного мероприятия: кружечного сбора, вербного базара, лотереи, вечера, подписки. В жанре плаката работали выдающиеся русские художники: В. Васнецовы, М. Врубель, К. Коровин, Л. Пастернак, Н. Ремизов, В. Серов и другие. Многие из них известны и в жанре военного плаката своим талантом, авторской индивидуальностью. В советское время плакат был одним из самых любимых и распространенных приемов агитации и пропаганды. В жанре плаката работали А. Дейнека, Дени, Б. Ефимов, С. Игумнов, Кукрыниксы, В. Лебедев, А. Левин, А. Лавинский, Л. Лисицкий, А. Мандрусов, С. Маршак, В. Маяковский, Д. Моор, А. Родченко, В. Рындин, В. Степанова, В. Шершеневич, М. Черемных.


Образование Искусству плаката учили в специализированных высших учебных заведениях например, в Полиграфическом институте была кафедра плаката, где, в частности, преподавал знаменитый автор плакатов «Ты записался добровольцем?», «Помоги» Д. Моор. Секции плаката существовали в Государственной академии искусств, в МОССХе и т.д. И это, разумеется, давало свои положительные результаты. Как пишет А. Козлов во вступительной статье в книге, посвященной Д. Моору: «Советский плакат был первым серьезным завоеванием пролетарского изобразительного искусства».


Печенье не черствеет! Питательнее, выгоднее булки! Продает Моссельпром, отделения в любом переулке! Плакат с использованием рифмованных слоганов прижился в нашей стране благодаря влиянию, пожалуй, именно В. Маяковского. Надо отметить, что работа в жанре плаката была для В. Маяковского многоплановой. Например, в период Окон сатиры РОСТА () он не только писал стихи для плакатов, но и был организатором производства, художником.


Плакаты в нашей стране в советское время развивались в различных направлениях. Интересны типичные образы советских плакатов, которые существенно отличаются от западных. Как замечает исследователь Л. Школьник, «улыбка характерна лишь для 15% женских лиц в советском плакате, в то время как в образцах западной рекламы эта доля составляет 60%».


Известнейший теоретик советского изобразительного искусства Елена Поволоцкая писала: «Отличительные черты советского плаката его глубокая партийная идейность и народность. Агитационная его сущность не выносит отставания от жизни, настоятельно требует, чтобы в основе каждого плаката лежала самая передовая политическая идея, выразительно и просто воплощенная в живой, реалистический художественный образ. Только при этом непременном и обязательном условии плакат будет активен и действен и достойно ответит своей основной задаче успешно служить великому делу коммунистического воспитания нашего народа.


Советский плакат появился в годы пролетарской революции; он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость. Кто не помнит плакат Д.С.Моора "Ты записался добровольцем?". Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: "Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело". Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С.Моора, Маяковского, М.М.Черемных и В.Н.Дени. Дастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей. Когда в стройках первых пятилеток поднималось величественное здание социализма, на строительных площадках, полях первых колхозов, башнях элеваторов, бетонных массивах Днепрогэса, словом, по всей нашей стране - всюду - можно было встретить агитационный плакат. И если сейчас просматривать плакаты тех лет, покажется, будто листаешь художественную летопись перестройки. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат. Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе "Родина-мать зовет!".


Культ Сталина и плакат в 1930-е годы Сталин - это концепция, форма жизни, окружение, медиальное пространство. В выражаемом обществом поклонении, благодарности, даже любви к Сталину сказалось радикальное и концентрированное выражение жизненной установки советских людей по отношению к новому мощному индустриальному государству: народ почитал образ вождя, подразумевая под ним себя. Образ Сталина окончательно сформировался после 1928 года. Его появление на пропагандистской сцене поначалу не было ни помпезным, ни монументальным. Но в то же время, в отличие от Ленина, он не изображался в карикатурном виде. Впервые Сталин появился в небольшом плакате В. Дени, «выкуривающим» своей знаменитой трубкой противников советской власти. Чуть позже Б. Ефимов изобразил его новым «рулевым» СССР, - этот образ будет неоднократно использоваться в 30-е годы. Образ Ленина таким образом был оттеснен на задний план год стал поворотным в пропаганде Сталина; в фото монтажных плакатах Г. Клуциса явно обозначился переход к монументальности. Сталин выходит из тени Ленина и занимает место вождя в политической иконографии. Сначала фигура Сталина изображается в окружении народа и единомышленников. Однако вскоре она начинает возвышаться над политической элитой и массами, что хорошо видно в плакатах Клуциса 1933 года («Под знаменем Ленина за социалистическое строительство»). Эта монументализация при постоянстве облика, одежды и жеста (серая войсковая шинель, поднятая в приветствии рука), привела к почти полному окаменению фигуры, особенно - в сценах приветствия вождя в плакатах Клуциса в гг. («Кадры решают все»). Статичность и явное нарушение линейной перспективы напоминают композиционные принципы русской иконы. Сталин, изображенный крупным планом, не контактирует со зрителем, его взгляд направлен мимо людей, в пространство. Для художника важнее было обозначить мотив присутствия, чем включать портрет в образный контекст, в определенный сюжет.


Конечно же, параллельно с этим издавались плакаты, которые решали образ Сталина в жанровом ключе: Сталин на своем рабочем месте в Кремле, заботливый Сталин с ребенком на руках… Сталин таким образом одновременно был и реальной фигурой, и трансцендентальной, и человеком, и божеством (В. Говорков. «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле»).


Киноплакат 1930-х годов На рубеже 20-х - 30-х годов киноплакат переживает кризис: после завершения нэпа государство ужесточает идеологический и эстетический контроль над кинопроизводством, а рекламе, обвиненной в формализме, отводит роль «неотъемлемой части политико-воспитательной работы вокруг кино». Эта установка подтверждается постановлением ЦК ВКП (б) «О плакатной литературе» (март 1931) и провозглашением социалистического реализма основным художественным методом искусства. Новые эстетические и политические требования, предъявленные рекламе, вынуждают многих мастеров - братьев Стенбергов, Я. Руклевского, С. Семенова-Менеса, чуть позже - Н. Прусакова, - оставить любимое дело. Одновременно происходит революция в киноискусстве - фильм становится звуковым. Слово, звучащее с экрана, решительно изменило эстетику киноискусства: потребовало удлинения кадра и изменения принципов построения сюжета. Персонаж получает большую свободу в кадре, большую индивидуальность в решении образа. Эти изменения тут же фиксируются рекламой: центром композиции плаката оказывается человек; на смену «творимому» посредством монтажа условному пространству приходит пространство внутрикадровое


Персонажи кинорекламы 30-х годов во многом родственны образам современников в плакатах А. Дейнеки, Г. Клуциса, В. Кораблевой, М. Ворон, - им свойственен тот же пафос и социальный оптимизм. Галерею советских людей кинореклама пополняет историческими деятелями, народными героями, героями революции, - персонажами историко- революционных фильмов. Во второй половине десятилетия утверждается новый тип киноплаката, построенного на рекламе актерского имени. Среди молодых мастеров, пополнивших поредевшие ряды ветеранов, успешно работают Н. Смоляк, В. Климашин, Б. Зеленский, Ю. Пименов. К концу периода эстетический уровень плаката снижается, схематизм, натуралистическое жизнеподобие становятся его отличительными чертами, он не играет сколько-нибудь заметной роли в художественной жизни страны, как это было в предыдущее десятилетие.


Образ человека в советском плакате В 20-е годы в героизированных образах рабочего, крестьянина и красноармейца по-прежнему акцентировались черты носителей социальных функций: в мирное время главные герои плаката славили новое государство и направляли свои усилия на строительство социализма. Занятые этой важной политической работой, они были оторваны от конкретных жизненных проблем современности, а потому их образы страдали излишней обобщенностью, а иногда и схематизмом. Образ человека претерпевает существенные изменения в начале 30-х годов. В 30-е годы «советский человек» в плакате является уже не только носителем государственных или профессиональных функций. С реабилитацией человеческих ценностей и частной жизни этот образ становится более многогранным: женщины изображаются не только как «строительницы социализма», но и как матери, спортсменки, хозяйки (в рекламных плакатах). Это же можно сказать и об образах мужчин. Однако человек всегда остается встроенным в целостную идеологическую систему, то есть он сознает свои обязанности и продолжает быть политически активным борцом. плакат М. Соловьева: «Таких женщин не бывало и не могло быть в старое время» (Сталин).


Образ ребенка в плакате Ребенок - один из распространенных и любимых персонажей плаката конца XIX-го - начала XX века. Сталинское общество 30-х годов внесло свои коррективы в изображения детей в плакатах. Теперь это уже не просто дети, а чаще всего пионеры и будущие комсомольцы, члены советских молодежных организаций. Образование и службу обществу они воспринимают как долг. Ребенок и подросток 30-х по-прежнему борец. Детский энтузиазм и безусловная вера в светлое будущее служат мобилизационным целям партии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» - гласит лозунг плаката П. Караченцова 1937 года. Плакат утверждает, что своей счастливой жизнью молодое поколение обязано «родному Сталину и правительству», и оно застывает в тех же позах поклонения и преданности вождю, как и взрослые (Н. Ватолина. «Спасибо родному Сталину за счастливое детство!»).


Образ женщины В 30-е годы идея гармонического развития личности воплощалась наиболее полно и развернуто именно на примере женщины. Слова Ленина: «каждая кухарка должна уметь управлять государством» стали лозунгом многих произведений художественной публицистики. Плакат призывает работниц вступать в партию, участвовать в выборах, и даже отказаться от домашнего хозяйства (Г. Шегаль. «Долой кухонное рабство!»). Агитационное искусство показывает ее в традиционной красной косынке за работой в заводских цехах (В. Кулагина. «Международный день работниц»), за учебой, на стадионах (А. Дейнека. «Работать, строить и не ныть!») и курортах. Художники 30-х годов создают образ-идеал сельской труженицы, который должен проиллюстрировать слова Сталина: «Женщины в колхозах - большая сила» (Н. Пинус). Убедительность художественных образов усиливается документальностью фотомонтажей, портретами знатных стахановок, ударниц, летчиц (Г. Клуцис. «Множьте ряды ударников- стахановцев!»). Важную работу выполняет киноплакат: портреты героинь популярных фильмов о свинарках, ткачихах, «членах правительства» и просто «девушках с характером» дополняют и расцвечивают плакатный образ женщины 30-х годов, коммерческая реклама приоткрывает бытовую повседневность ее жизни.





Как сделать плакат

Очень часто маркетологи используют плакаты в своих рекламных кампаниях. Разбираем, как его сделать, на что обратить внимание при дизайне и где лучше разместить.

Плакат - это настоящее искусство. Маркетологи, дизайнеры и художники по всему миру соревнуются в красоте, эффективности и необычности своих шедевров.

Но создать плакат не так просто как может показаться. Дизайнерам нужно учитывать кучу деталей как во время процесса создания, так и после. Читаем, сохраняем и учимся новому.

Что такое плакат

Плакат - это не только красивые изображения знаменитостей, которые в детстве все клеили на стены. В широком смысле, плакат - броское изображение с кратким текстом, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях.

Современный плакат в первую очередь ассоциируют с рекламой, что не совсем верно. Не менее популярен информационный и дизайнерский плакат.

Информационный плакат чаще всего встречается в виде различных афиш. Главная цель таких плакатов - донесение до аудитории важной культурной информации, анонс мероприятий.

Для украшения можно использовать и специально сделанные афиши.

История плаката

Несмотря на то что первые «следы» плакатов встречаются еще в Древнем Египте (изображения с информацией о сбежавших рабах), отцом плаката все же принято называть художника . Француз, по мнению многих, - художник относительно небольшого дарования, что, однако, не помешало ему стать создателем нового жанра. В 1866 году он открыл мастерскую по изготовлению литографических картин, что и стало началом плаката.

Плакаты наглядно разъясняли, почему алкоголь вреден для человека.

Алкоголь увеличивает риск ДТП

Лучше носить короткие волосы, чем лишиться их

Кожух был слишком высоко

Как сделать рекламный плакат

Яркий образ

Как его называют в маркетинге - ай-стоппер. Главная задача - привлечь внимание, вызвать любопытство. В качестве ай-стоппера может выступать нестандартный образ или яркая картинка.

Используйте одно изображение и не забывайте, что плакат будет большого размера, так что и картинка должны быть с хорошим разрешением!

Заголовок

Заголовок не обязателен, но в большинстве случаев он не помешает. Как и картинка, он должен привлекать внимание, а значит - читаться на расстоянии.

В качестве заголовка может выступать название рекламной акции, название продукта, сообщение о распродаже.

Текст

Чем меньше текста, тем лучше. Шрифт должен быть крупным. При компоновке текста нужно выделить товарный знак и логотип.

Используйте не более двух шрифтов: один - для основного текста, второй - для заголовка.

Цвет

Выбирайте яркие, контрастные цвета. Контрастирующие оттенки лучше сочетаются и помогают легче читать плакат.

Своими советами по созданию рекламного плаката делится Томас Рассел, преподаватель в Институте современных исследований при Ассоциации рекламных агентств.

  • Упрощайте. Плакаты должны моментально привлекать внимание и быстро рассказывать основную идею.
  • Показывайте выгоду товара.
  • Используйте возможности цвета. Чем ярче реклама, тем лучше. В умеренном количестве.
  • Избегайте двусмысленности. Не все могут сразу понять вашу игру, принять её и положительно отреагировать. Если вы не уверены на 100%, лучше не использовать неоднозначные образы и тексты.
  • Текст должен быть максимально легким и удобным для чтения.

10 признаков хорошего рекламного плаката

Как и где размещать плакаты

Размещение плаката зависит от его вида. Если это рекламный постер, то в первую очередь его размещают на улице: специальных стендах, стенах зданий, заборах, остановках - везде, где бы его заметило как можно больше прохожих. Важно, чтобы ничего вокруг не отвлекало от плаката и не мешало ему. Он должен быть в центре внимания.

То же самое касается и информационного плаката, для которого главное - охват большой аудитории.

Другое дело - декоративные плакаты. Вот несколько советов по их размещению.

Наиболее выигрышно постеры смотрятся на однотонных поверхностях. И неважно, где именно: в гостиной, на кухне, в ванной или в ресторане.

Кроме того, плакаты можно по-разному размещать на стене.

Горизонтальный ряд.

Таким образом можно заполнить любое пустующее пространство.

Коллаж из четырех постеров.

Подобное размещение отлично подходит для помещений с высокими потолками.

Симметричное расположение.

Если у вас несколько плакатов одинакового размера, симметрия - для вас. К тому же она поможет визуально сбалансировать интерьер комнаты.

Асимметричное расположение.

Для такого размещения лучше использовать плакаты разных размеров. Постеры можно вешать как угодно.

Конструкторы плаката

Если постараться, плакат вполне можно сделать самому, даже не прибегая к помощи дизайнеров. Посмотрите очень удобные и многофункциональные инструменты для создания постеров.

Отличный ресурс для создания не только плакатов, но и баннеров, визиток и различных иллюстраций. Необязательно обладать специальными навыками, чтобы нарисовать крутой постер.

Большой инструментарий и возможности как для рисования, так и для редактирования изображений. А многочисленные шаблоны облегчат и ускорят процесс.

Онлайн-редактор. Немного уступает Canva в наборе инструментов и шаблонов. Тем не менее он отлично подходит для быстрого создания несложного плаката.

Специально для тех, кто хочет создавать свои киноафиши и постеры!

Если срочно нужно сделать несложный плакат, этот онлайн-ресурс как раз для вас!

Углубиться в теорию

Плакат Плакат

(нем. Plakat от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью; см. Фотомонтаж). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии, в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека ярко проявились специфические черты художественного языка плаката: обобщённость мгновенно запоминающихся, не лишённых гротескности форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Большинство плакатов конца XIX - начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики (работы Э. Грассе и чеха по происхождению А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Великобритании, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США). С начала 1910-х гг. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле "модерн", порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров; позже киноплакат приобрёл обзорный характер, дающий представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 20-30-х гг. развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уитца и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г. Пехштейн, Дж. Хартфилд и др.). В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой, стал ведущим видом искусства. Во время второй мировой войны 1939-45 важнейшую общественно-политическая роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Стилистически плакат 20-80-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. Хартфилд в Германии); на его эволюцию и сложение собственного островыразительного изобразительного языка повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.). В дореволюционной России высоко- художественные образцы театрального и выставочного плаката создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.

Советский политический плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905-07 и лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и другие создали, по существу, новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид тиражируемого с помощью трафарета плаката - "Окна РОСТА". В 20-х - начале 30-х гг. важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберги, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом: в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского плаката сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы - А. А. Пластов, И. А. Серебряный, Вл. А. Серов и др. Со второй половины 40-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках; в 60-80-х гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др.).

Д. С. Моор. "Врангель еще жив, добей его беспощады". 1920.



Дж. Хартфилд. Антифашистский плакат "Кровь и железо". 1934.



И. М. Тоидзе. "Родина-мать зовёт!". 1941.

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора , разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт , расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью .

История

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века . В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека . В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок , с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии .

Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.

Представители жанра плаката 2-й половины XIX века : Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек , Т.Стейнлен , Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность , кадрированность изображения, использование силуэта , приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли , Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).

Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты ). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа . Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев , передать жанр фильма и пр.

С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве .

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат , появившийся в начале XX века . Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен , немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц .

Ознакомиться с плакатами, гравюрами, репродукциями, открытками начала эпохи и современности можно в Российской государственной библиотеке . Фонд РГБ насчитывает порядка 1,5 млн.экземпляров.

См. также

  • Советские плакаты

Напишите отзыв о статье "Плакат"

Примечания

Ссылки

  • Плакат / М. Л. Иоффе // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • - [военная техника, оружие, медицина, связь, инженерная и физическая подготовка]

Отрывок, характеризующий Плакат

Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом.
Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул.
Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок.
Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.