Георгий семененко и наталия родная. Молодые миллионеры. Кто они? Генеральный директор Кировского завода

Образование и ученые степени
Окончил университет экономики и финансов (государственной формы собственности) в Санкт-Петербурге (2004 год). Обучался по специальности «менеджмент».

Личная жизнь
Сын Петра Георгиевича Семененко, бывшего генерального директора «Кировского завода». Холост.

Карьера
Обучение совмещал с работой слесарем-ремонтником в мартеновском цехе «Кировского завода» (2000 год). Немного позже был переведен в прокатный цех завода «Петросталь», с повышением разряда. С 2000-го по 2002 год работал специалистом в службе разработки перспективных проектов ОАО «Кировский завод». Затем в 2002 году занял место директора в финансовой компании «Петросталь-инвест», где оставался до 2005 года. После был директором финансов в Киров-Станкомаш. С 2005 года является генеральным руководителем компании ОАО «Кировский завод».

Состояние и основные активы
Георгий Петрович владеет акциями ООО «Киров-Станкомаш».

Георгий Семененко возглавил Кировский завод, сменив на посту своего отца Петра Семененко. При отце завод смог выжить в бурные 1990-е, сыну нужно повторить подвиг в других условиях.


Текст: Иван Марчук


Кировский завод


По пыльному цеху Петербургского тракторного завода (ПТЗ) медленно ползет конвейер. Он движется так медленно, что не сразу это замечаешь. Вдоль конвейера неторопливо передвигаются рабочие. Два человека с трудом поднимают капот, разбегаются и с уханьем "надевают" его на остов трактора. Рядом курит начальник цеха. "Сборка ручная, производство штучное,— поясняет он.— Сейчас вот две линии конвейера работают, а в советские годы — больше десятка. Мы чуть не по сотне машин за день делали. Сейчас столько за месяц производим".

Около входа в цех стоит стенд с портретами передовиков производства и генерального директора Кировского завода, в состав которого входит ПТЗ, Георгия Семененко. Под плакатом лозунг "Восстановим былую славу Кировского завода!".

Пересадить страну на свои тракторы и стать технологическим лидером отечественного машиностроения Кировскому заводу будет невероятно сложно.

Во имя отца


Кировский завод занимает 200 га практически в центре Санкт-Петербурга. Здесь ежегодно выплавляется 300 тыс. тонн стали, производится более 1 тыс. тракторов и множество другой техники (передвижные сварочно-энергетические агрегаты, магнитные муфты и пр.). Этим хозяйством управляет 26-летний Георгий Семененко — наследный глава Кировского завода. Его отец Петр Семененко, трагически погибший в 2005 году, руководил заводом 18 лет — с 1987-го.

В заводском музее Семененко-старшему посвящен один из пяти залов. На стендах стоят макеты танка Т-80 и атомных подводных лодок, для которых Кировский завод делал турбины. Это продукция предприятия конца 1980-х годов. Рядом — стенд, где на красном бархате лежит мясорубка. Это — продукция 1990-х.

Главная заслуга Петра Семененко — само существование Кировского завода — старейшего промышленного предприятия России, основанного еще в 1801 году. В начале 1990-х завод, трудившийся на оборонку, лишился всех госзаказов. Предприятие оказалось на грани закрытия. В 1992 году завод был акционирован, в 1995-м его акции начали продаваться на бирже РТС (они торгуются в разделе внесписочных ценных бумаг, что не требует от предприятия полного раскрытия финансовых показателей). Структура предприятия тоже поменялась: бывшие цеха стали дочерними компаниями Кировского завода. Само производство переориентировали на гражданскую продукцию. Освободившиеся площади завод начал сдавать в аренду. 40% из 200 га территории предприятия во временном пользовании сторонних компаний. Общее количество арендаторов — свыше 600.

Сейчас 1990-е годы и личность самого Петра Семененко обрастают легендами. В том же музее на самом видном месте висит его портрет. "Он написан по фотографии Петра Георгиевича во время его встречи с Черномырдиным,— говорит экскурсовод.— Руководство страны тогда сомневалось, стоит ли сохранять предприятие. А Петр Георгиевич настоял, что стоит".

Сыновья признательность


Осенью Георгий Семененко в рамках обучения по программе MBA в Академии народного хозяйства должен будет посетить завод Volkswagen. Его заранее предупредили, что фотографировать там нельзя. Немцы боятся промышленного шпионажа. Семененко тоже не любит, когда фотографируют производство. Из-за непрезентабельного вида предприятия.

Одна из главных проблем завода — устаревшее оборудование. Износ его в машиностроении составляет 70%. Технологии металлургического завода "Петросталь" полностью устарели еще в 1990-е годы. Все это приводит к низкой рентабельности на Кировском заводе: в металлургии она составляет 8-10%, в машиностроении — 6-8%. По данным же Райффайзенбанка, в России средняя рентабельность в металлургии сейчас 15-20%, в машиностроении — 10-12%. Обновление оборудования требует денег. Но взять их было негде: закрытость компании не давала возможности привлечь инвестиции.

С этими проблемами и столкнулся Георгий Семененко. Для новых задач требовалась новая команда. Прежде всего молодой руководитель нашел опытного единомышленника. В 2006 году на завод пришла Марина Большакова — знакомая семьи Семененко. Сейчас она занимает должность исполнительного директора. Большакова значительно старше своего начальника: ей 47 лет. Она успела поработать на руководящих должностях в ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ), "Еврохиме" и группе МДМ. Вдвоем с Семененко-младшим они сменили власть на заводе. В декабре 2006 года из девяти членов совета директоров, работавших при Семененко-старшем, свои места сохранили только двое: собственно Семененко-младший и директор ПТЗ Александр Крикунов. В обновленный состав вошли топ-менеджеры ОМЗ, РАО "ЕЭС России", НОВАТЭКа.

Оценив бизнес, новая команда пришла к выводу, что завод нуждается в реформах. Первым делом занялись структурой. В 2005 году у завода было чуть больше 50 "дочек", сейчас — 21. Скоро будет еще меньше. "Мы заканчиваем санацию бизнесов: маленькие и неприбыльные производства или закрываем, или продаем менеджменту, остальные формируем по направлениям",— говорит Георгий Семененко.

Одновременно завод занялся повышением эффективности бизнесов. Для начала была проведена ревизия арендных ставок. "Раньше все арендаторы платили одинаковую ставку вне зависимости от месторасположения. Мы провели зонирование территории в зависимости от удобства подъезда и других параметров. На разные зоны были установлены разные ставки",— рассказывает Семененко. Доход от аренды увеличился на 30%.

Внедрение новых стандартов управления позволило компании в марте 2007 года разместить облигационный заем на 1,5 млрд руб. По итогам 2007 года Кировский завод впервые отчитался по МСФО. Компания получила доступ к заемным средствам. Настало время модернизировать производство.

Коровы и звезды


Любимые слова Георгия Семененко и Марины Большаковой — "звезда" и "дойная корова". Термины заимствованы из популярной бостонской матрицы BCG. В ней "звездами" называются перспективные бизнесы, а "дойными коровами" — старые проекты, дающие большую прибыль.

Пока "звезд" в компании нет, зато есть три "коровы": металлургия, машиностроение и сдача площадей в аренду. Продажа металла приносит 45% выручки компании, еще 25% приходится на тракторы и строительную технику, 10% — на аренду. Остальные производства дают 20%.

С рынками компании повезло. По данным "Союзагромаша", в 2007 году производство тракторов в России выросло на 25%, до 13,8 тыс. штук, спрос на них превышает предложение в полтора раза. Цена же металла на российском рынке с начала года выросла на 85%. "Наличие собственного металлургического производства защищает компанию от роста цен на металл. А сельскохозяйственное машиностроение будет расти сегодняшними темпами еще как минимум три года",— говорит аналитик ИГ "Антанта Пиоглобал" Игорь Краевский. Вслед за рынками растут финансовые показатели компании: в прошлом году чистая прибыль выросла на 43,6% по сравнению с 2006-м — до 197 млн руб., а выручка — на 22%, до 11,6 млрд руб. Ситуация выглядела бы оптимистичной, если забыть про устаревшие технологии, к модернизации которых завод приступил совсем недавно.

В прошлом году на закупку новых технологических линий для тракторного производства было выделено 700 млн руб. Сейчас ПТЗ выпускает четыре модели тракторов серии К-744Р мощностью от 250 л. с. Самая мощная машина (500 л. с.) была поставлена на конвейер в прошлом году. "Кировец" занимает примерно 10% рынка российских тракторов. Получить эту долю для него было просто: конкурентов внутри России у него нет. Отечественные заводы еще со времен СССР имеют свою специализацию. Липецкий завод производит колесные тракторы малой мощности, чебоксарский "Промтрактор" — гусеничные тракторы, а Кировский — мощные колесные машины. В этой нише его конкуренты — иностранные производители, такие как John Deere или Buhler. У "Кировца" по сравнению с ними есть важное преимущество — низкая цена. Например, John Deere 8430 (270 л. с.) стоит 203 тыс. евро. Трактор "Кировец" К-744Р (300 л. с.) — 140 тыс. евро. Для российских аграриев разница значительная. В 2007 году завод увеличил продажи своих машин (включая строительную технику) на 25%, до 1 тыс. В этом году надеется нарастить продажи на 37%.

Недавно Кировский завод запустил еще один проект в области машиностроения — производство экскаваторов. Летом прошлого года он арендовал производственные площади обанкротившегося Воронежского завода экскаваторов (ВЭКС), а в конце этого года надеется выкупить их за 160-200 млн руб. Рынок экскаваторов в России растет не хуже тракторного. На Кировском заводе надеются, что через пару лет ВЭКС будет производить 120-150 машин в год. Хотя за первые пять месяцев этого года там собрали всего 27 экскаваторов.

Модернизация металлургического направления только началась. Кировский завод ежегодно выплавляет 300 тыс. тонн металла. Дальше вся сталь уходит в прокат, где изготавливаются длинные металлические колонны разной толщины. Это самый грубый вид обработки, но именно в таком виде Кировский завод продает 90% стали. 10% проката поступает на литейное и штамповочное производство, где изготавливаются металлические формы сложных конфигураций. В продажах завода на литье приходится только 1%, а на штамповку — 9%.

"Мы хотим значительно увеличить долю литья. Спрос на него постоянно повышается и будет расти с учетом строительства новых автомобильных заводов под Петербургом",— говорит Семененко. В этом году под Питером в Горелове начнется строительство нового литейного завода: прежнее производство слишком маленькое и устаревшее. Мощность нового составит 40 тыс. тонн в год (12% от всей стали, производимой компанией). Стоимость проекта — $60 млн, часть средств завод хочет занять у банков. Как на этом проекте скажется финансовый кризис, пока непонятно.

Когда строительство литейного производства было уже согласовано, на заводе осознали необходимость более полной модернизации металлургического подразделения. Главная его проблема — мартеновские печи.

Даешь металл


В цехе завода "Петросталь" я с ужасом наблюдаю за работой водителя маленького экскаватора. В его задачу входит загружать в печи необходимые для плавки металла добавки. Машина въезжает прямо в столб огня, вырывающегося из мартена. В цеху так жарко, что приходится слегка подпрыгивать, иначе возникает ощущение, словно подошвы плавятся. Что чувствует человек в экскаваторе — не хочется даже представлять. "Смотрите, пока можно: так сталь уже, считай, никто не плавит. Детям рассказывать будете, что мартен видели",— говорит работник, сопровождающий нас в цехе.

Сейчас в мире в мартеновских печах выплавляется не более 2% всей стали. Остальная получается на более современных электросталеплавильных или конвертерных производствах. Они позволяют выплавлять сталь быстрее и качественнее, затрачивая при этом меньше энергии. К 2012-2014 годам использовать мартены будет просто невыгодно.

В мае этого года Георгий Семененко предложил план по строительству абсолютно нового сталеплавильного предприятия: "С учетом постоянного роста цен на сталь уже нецелесообразно было бы строить новый завод такой же мощности, как "Петросталь". Нужно думать о будущем, поэтому мы разработали проект завода, который сможет давать 800 тыс. тонн стали в год. Новые технологии более компактны: предприятие будет занимать меньшую площадь, чем нынешнее".

Проект был представлен акционерам в июле этого года. И сразу вызвал скандал. Стоимость нового завода составляет неподъемные для Кировского завода $600 млн — больше, чем оборот в 2007 году. Чтобы найти деньги, Семененко предложил внести в уставные документы поправки, позволяющие провести допэмиссию (в этом случае количество акций увеличилось бы почти в два раза). Однако часть миноритариев, владеющая совокупно 20,01% акций, выступила против. "У нас возникло подозрение, что проведение допэмиссии могло размыть наши доли в заводе",— рассказывает один из миноритариев Максим Яковлев. С ним соглашается Игорь Краевский: "В деньгах завод действительно нуждается, отношение долга к EBITDA — 2. Но у допэмиссии была и другая цель — увеличить долю семьи Семененко с нынешних 63% до 75% акций завода. В этом случае остальные акционеры будут отстранены от управления предприятием".

Сам Семененко говорит, что таких планов у него не было: "Мы будем строить завод в любом случае. Если акционеры не поддержали проведение допэмиссии, придется искать другие источники финансирования. Например, привлечение стратегического партнера". Так что пока металлургический проект находится в подвешенном состоянии. Руководство завода занято изобретением других бизнесов, которые смогут стать "звездами".

С мечтой о море


"Еще одним перспективным направлением является развитие контейнерного порта на нашей территории. У нас есть собственные железнодорожные подъездные пути. После строительства терминала Кировский завод частично обеспечит растущие потребности Петербурга в мощностях для обработки грузов. Порт может стать одной из наших главных "звезд"",— говорит Семененко.

Морские контейнерные перевозки через Санкт-Петербург переживают настоящий бум. В первом полугодии 2008 года в Россию ввезли 1,85 млн морских контейнеров. Это на 22% больше, чем за аналогичный период 2007-го. Такая ситуация привела к портовому буму: за год в Петербурге было заявлено 12 проектов по расширению существующих портов и строительству новых.

Территория Кировского завода включает 2,5 км вдоль устья реки Емельяновки, впадающей в Финский залив. Остаться в стороне от портового бума руководство завода не смогло. По инвестиционному меморандуму для создания порта нужно 638,65 млн руб. Этих денег хватит для углубления дна, строительства причалов, кранов и складских комплексов площадью 15 га. Работы уже начались. Руководство завода обещает, что порт заработает в следующем году, а к 2011-му будет контролировать 5% рынка морских контейнерных перевозок через Петербург, что в деньгах составляет 300 млн руб.

Проект уже вызвал много споров. "Территория завода неудобна с точки зрения логистики",— отмечает директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. По его словам, у завода нет ни одной удобной подъездной дороги: Западный скоростной диаметр (ЗСД), проходящий неподалеку от портовой зоны, съездов к заводу не имеет, отсутствует у предприятия и возможность активного использования железной дороги. "Пролоббировать решение о строительстве съезда с того же ЗСД у руководства вряд ли получится: прибрежная зона завода очень маленькая, чтобы создать там значимый для города порт",— говорит Безбородов.

Но на заводе считают порт самой перспективной "звездой": гигантская территория завода явно не дает покоя. Директор по консалтингу и оценке Becar Realty Group Игорь Лучков оценивает 1 кв. м земли в этом районе города минимум в $1 тыс. Получается, территория завода может стоить около $2 млрд. Георгий Семененко рассказывает, что регулярно получает предложения продать территорию под девелоперские проекты. Но он не соглашается. Если портовый проект не станет "звездой", то надо будет придумать что-то другое. Пока "коровы" живы, а земли много, можно экспериментировать.

досье

Компания: Кировский завод

Год основания: 1801

Владельцы: семья Семененко, которая контролирует около 63% акций, чуть больше 20% акций у миноритариев, еще 17% находятся в свободном обращении на бирже

Активы: в Санкт-Петербурге — Кировский завод, в Воронеже — Воронежский завод экскаваторов (ВЭКС). Есть сборочное производство тракторов в Казахстане

Оборот: 11,6 млрд руб. в 2007 году

Чистая прибыль: 197 млн руб. в 2007 году

Основные брэнды: тракторы и строительная техника "Кировец", экскаваторы ВЭКС

Число сотрудников: 8 тыс. человек




С приходом Георгия Семененко к управлению заводом сменился и Состав совета директоров ОАО "Кировский завод". При Петре Семененко в состав Совета директоров входили многие крупные петербургские бизнесмены. На время переходного периода, когда Георгий принимал управление, в Совет директоров вошли его сестра и мать. С 2006 года в совете появились профессиональные независимые директора. Появление независимых профессионалов в Совете Георгий Семененко объясняет своим желанием вести завод к прозрачности. При этом контроль над заводом семья Семененко по-прежнему сохраняет благодаря схеме перекрестного владения акциями.

Георгий возглавил Кировский завод в 2005 году, в 23 года, после трагической гибели отца, руководившего предприятием с 1987 года. Он оставил сыну богатое наслед­ство: чистые активы группы превышали 3,6 млрд рублей.

Как изменилось состояние миллиардера в 2016 году

Основные активы: ОАО "Кировский завод".

Ключевой актив группы "Кировский завод" - металлургический завод "Петросталь", обеспечивавший в лучшие годы 50% совокупного дохода группы, - переживает банкротство. Но за год эксперты повысили оценку благодаря перспективным госзаказам и успеху Петербургского тракторного завода.

Будучи студентом, работал в дочерних обществах ОАО "Кировский завод" слесарем-ремонтником, мастером, директором ЗАО "Инвестиционная финансовая компания "Петросталь-инвест".

По окончании университета занял пост директора по экономике и финансам ООО "Киров-Станкомаш".

С 2003 года - избирался в состав Совета директоров ОАО "Кировский завод".

11 августа 2005 года решением Совета директоров был назначен временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО "Кировский завод".

С.-ПЕТЕРБУРГ, 15 окт - РИА Новости, Виктория Уздина. Кировский завод прочно ассоциируется у жителей Петербурга и других регионов страны с выпуском тракторов "Кировец", хотя предприятие давно не ограничивается производством сельхозтехники. Генеральный директор ОАО "Кировский завод" Георгий Семененко, который 8 лет назад сменил на этом посту своего отца Петра Семененко, рассказал РИА Новости о планах поставок для города автобусов, трамваев и вагонов метро, а также о других крупных машиностроительных проектах.

ОАО "Кировский завод", одно из крупнейших машиностроительных предприятий Северо-Запада, производит тракторы и другую продукцию сельскохозяйственного машиностроения, запасные части, металлопрокат, продукцию энергетического машиностроения. В настоящее время Кировский завод — управляющая компания группы более чем из 35 дочерних обществ. В 2009 году ОАО "Кировский завод" включено в перечень системообразующих предприятий РФ.

- Когда на "Кировском заводе" началась диверсификация производства?

— Диверсификация производства началась еще в 90-х годах, и получилось так, что несмотря на все потрясения, характерные для того тяжелого времени, Кировский завод, благодаря в том числе и преемственности руководства, не проходил через банкротство и не переходил из рук в руки со всеми разрушительными последствиями этого процесса. Даже фамилия генерального директора не меняется с 1987 года.

Во многом это заслуга не только нашего трудового коллектива, команды, но и моего отца. С одной стороны, он был достаточно авторитетным для того, чтобы не допускать акционерных войн, отваживая всяких "санитаров леса", которые стремились получить контроль над предприятием. С другой стороны, все его решения были рассчитаны на долгосрочную перспективу. В итоге сегодня Кировский завод, в отличие от многих машиностроительных компаний советского и постсоветского периода — это предприятие со стабильной историей. А стабильность и преемственность, в свою очередь, позволяют нам конкурировать с другими участниками рынка при изготовлении технически сложной продукции - такой, например, как паротурбинная установка (ПТУ) для атомного ледокола, контракт на производство которой недавно заключен с ЗАО "Кировэнергомаш" ("дочка" ОАО "Кировский завод").

Как известно, петербургское управление ФАС выявило нарушения при проведении торгов на поставку этой установки, и сейчас заказчик в лице ООО "Балтийский завод — судостроение" оспаривает соответствующее решение антимонопольного ведомства в судебном порядке. Какова ваша позиция как исполнителя спорного контракта?

— В Советском Союзе аналогичные паротурбинные установки делало только одно предприятие - Кировский завод. Общее количество построенных на предприятии главных турбинных установок превысило 1000 единиц, и, судя по отзывам заказчика (сегодня это ФГУП "Атомфлот" - прим. ред.), эти машины прекрасно себя зарекомендовали. Конечно, на протяжении последних двадцати лет какие-то технологические моменты не обновлялись, нет уже некоторых "зубров", которые проектировали и изготавливали те установки, однако весь костяк, вся базовая технология успешно сохранены. Сегодня на этот каркас нужно просто нарастить мускулы, и наша инвестпрограмма позволяет расшить узкие места.

Поэтому, на мой взгляд, есть все основания для уверенности в том, что Кировский завод - наиболее оптимальный исполнитель заказа на поставку ПТУ с технической и технологической точек зрения. Тем более что подготовка производства под изготовление ПТУ началась еще в прошлом году, и завод готов передать ее заказчику в соответствии с условиями заключенного контракта - в мае 2015 года.

Что касается организационно-правовых аспектов, то здесь мы поддерживаем позицию заказчика — ООО "Балтийский завод — судостроение" и считаем, что никаких нарушений при проведении тендера не было. По непонятным нам причинам на заседание комиссии УФАС не были приглашены представители Кировского и Балтийского заводов. Таким образом, ни организатор торгов — ООО "Балтийский завод — судостроение", ни их победитель — ЗАО "Завод "Киров-Энергомаш" не смогли высказать свою позицию на состоявшемся заседании комиссии УФАС. Именно поэтому представители УФАС при принятии решения руководствовались не совсем корректной информацией, предоставленной второй стороной (ОАО "Калужский турбинный завод", также участвовавшем в торгах на поставку ПТУ - прим.ред.). Надеемся, что суд внимательно изучит все аспекты этого дела и примет взвешенное решение.

Какие ещё крупные проекты реализует Кировский завод в области гражданского машиностроения? В частности, на какой стадии находятся два проекта, касающиеся производства вагонов метро - cо "Шкодой" и с украинским заводом?

Проект Кировского завода и чешской Skoda Transportation реализуется через совместное предприятие, которое выступает исполнителем контракта на поставку для нужд города 54 высокотехнологичных вагонов метро проекта "НеВа" за 3,25 миллиарда рублей. В настоящее время Петербургу передано три состава, и в ближайшее время - я думаю, в течение месяца - один из них планирует начать перевозки пассажиров после испытаний. Полностью поставки будут завершены в третьем квартале 2014 года.

Конечно, когда мы начали сотрудничество со "Шкодой", то предусмотрели возможность выпуска вагонов, предназначенных не только для метрополитена. В перспективе это и электропоезда - в том числе и двухэтажные, и трамвайные вагоны, в поставке которых, на мой взгляд, остро нуждаются российские города.

Выпуск аналогичной продукции (плюс эскалаторы) предусматривает и другое совместное предприятие, создаваемое на паритетных началах Кировским заводом и украинским Крюковским вагоностроительным заводом (КВСЗ). Сейчас это СП находится на стадии регистрации: мы завершаем формирование всех документов, регулирующих его будущую деятельность и планируем приступить к подготовке производственных площадей где-то через месяц-полтора. По предварительным данным, объем производства составит до 100 вагонов в год.

"Кировский завод" с украинским КВСЗ будут производить вагоны для метро Петербургский "Кировский завод" и украинский "Крюковский вагоностроительный завод" (КВСЗ) будут совместно производить вагоны для метрополитена и дизель-поездов, сообщает российское предприятие.

Продукцию обоих СП планируется поставлять, в первую очередь, в рамках государственных контрактов, а объем поставок будет зависеть от потребностей заказчика. Вагоны Skoda как инновационная и высокотехнологичная продукция являются более дорогими, чем у КВСЗ, однако украинцы также выпускают вполне современную продукцию - просто она оценивается не по категории "супер", а по категории "очень хорошо".

А как обстоят дела с производством автобусов, о планах развития которого было заявлено в июне в ходе Петербургского экономического форума?

"Кировский завод" будет выпускать автобусы по немецкой технологии ОАО "Кировский завод" планирует наладить производство автобусов по немецкой технологии к 2015 году, сообщил журналистам в кулуарах ПМЭФ генеральный директор предприятия Георгий Семененко.

В начале этого года мы приобрели активы немецкого предприятия Göppel Bus GmbH, которое производит полный модельный ряд городских автобусов длиной от 10,5 до 30,7 метров. Также есть разработки и ноу-хау по троллейбусам, гибридным автобусам и автобусам на газовом топливе. Немецкая компания ориентирована, в основном, на европейских потребителей - сейчас мы загружены заказами на Германию, Швейцарию, Люксембург где-то до середины первого квартала 2014 года, в текущем году планируется выпустить еще 40-50 автобусов, а в следующем план производства достигнет 140-150 единиц.

В краткосрочной перспективе на базе немецкой технологии мы планируем организовать производство автобусов в России. Текущий год уйдет на окончание основных конструкторско-технологических работ, связанных с созданием газового автобуса, а также с переходом на стандарт Евро 6. Анализ российского рынка, подготовка производства, выбор площадки и обучение персонала займут ещё около года, и с 2014-го года стартует выпуск здесь. Уверен, что мы совместно с городскими властями найдем оптимальный вариант размещения этого производства в Петербурге.

А какова в настоящее время доля сельхозтехники в общем объеме производства предприятия? Остается ли она одним из основных видов продукции?

Кировский завод и Same Deutz-Fahr будут вместе делать сельхозтехнику ОАО "Кировский завод" и итальянская компания Same Deutz-Fahr, являющаяся одним из мировых лидеров в производстве тракторов, комбайнов, двигателей и сельхозтехники, подписали договор о создании совместного предприятия.

Доля сельхозтракторов и промышленной техники (тягачей, бульдозеров, фронтальных погрузчиков и так далее) составляет около 15-20% от общего объема производства. Не исключаю, что в дальнейшем она возрастет за счет сотрудничества с международной итало-немецкой компанией Same Deutz-Fahr (SDF), которая производит широкий ассортимент тракторов мощностью от 23 до 270 лошадиных сил - то есть ее мощностной ряд заканчивается как раз там, где начинается наш.

Таким образом, мы не являемся конкурентами, и это стало предпосылкой к созданию совместного бизнеса. Из-за кризиса мы немного сдвинули планы создания совместного предприятия по изготовлению сельскохозяйственных тракторов и комбайнов, но сразу же после Нового года этот проект будет разморожен. Пока Кировский завод работает как эксклюзивный дистрибьютер по продаже техники SDF в России.

В заключение хотелось бы поговорить об оборонном заказе. Как развивается это направление деятельности завода?

— Гособоронзаказ на Кировском заводе выполняется по двум направлениям. Первое - это флотская тематика. В настоящее время заканчивается поставка запчастей для индийского авианосца "Викрамадитья" ("Адмирал Горшков") на несколько сотен миллионов рублей. Кроме того, идет ремонт агрегатов эсминца "Бурный", аналогичные работы будут проведены на корабле "Адмирал Нахимов".

Кроме того, завод "Универсалмаш" (дочерняя компания ОАО "Кировский завод") с весны прошлого года выступает соисполнителем государственного оборонного заказа по оснащению российских средств ПВО новыми модернизированными зенитными ракетными системами (ЗРС) С-300В4. Универсалмаш должен поставить 40 единиц унифицированных гусеничных шасси, на которых базируются боевые элементы ЗРС. Общий объем заказа для Кировского завода составляет около 4 миллиардов рублей, в настоящее время отгружено 19 машин.

В рамках выполнения этого заказа мы провели колоссальнейшую работу по модернизации производства, не работавшего по этой номенклатуре около 20 лет. В результате процесс выстроен так, чтобы обеспечить производство не менее трех машин в месяц, а в ближайшее время мы выходим на уровень 6 машин ежемесячно. И это позволит заводу выйти на необходимый темп производства для того, чтобы закончить этот заказ в установленные сроки в 2014 году и начать изготавливать продукцию в рамках следующего гособоронзаказа.

Генеральный директор Кировского завода.

В августе 2005 года в результате события, признанного несчастным случаем, погиб 59-летний Петр Семененко - выпал из окна принадлежавшего Заводу пансионата "Белые Ночи" в городе Сочи.

Петр Семененко руководил заводом на протяжении почти 20 лет. К 2005 году он официально владел значительным (около 21%) пакетом акций ОАО "Кировский завод" и предъявлял до 75% голосов на общем собрании акционеров. После его смерти бизнес-сообщество и журналисты прогнозировали трудные времена для "Кировского завода" - предполагали, что начнется "дележ наследства Семененко". Однако этого не произошло: управление заводом в итоге сосредоточилось в руках наследника - Георгия Семененко, которому на момент гибели отца еще не было и 23 лет, а капитал - в руках семьи.

С приходом Георгия Семененко к управлению заводом сменился и состав Совета директоров ОАО "Кировский завод". При Петре Семененко в состав Совета директоров входили многие крупные петербургские бизнесмены, как например Александр Аладушкин. На время переходного периода, когда Георгий принимал управление, в совет Директоров вошли его сестра и мать. С 2006 года в Совете появились профессиональные независимые директора. Появление независимых профессионалов в совете Георгий Семененко объясняет своим желанием вести завод к прозрачности.

Управленческая команда с приходом нового генерального директора изменилась, но, по словам самого Семененко, незначительно: "люди, которые работали - работают и будут работать на КЗ. И так 200 лет уже происходит", - говорит Семененко. Изменения в управлении были связаны с изменением задач: "основной принцип: новые задачи - новые люди. Например, появилась задача сделать МСФО, разместить облигации - появилась потребность в соответствующих людях". - поясняет Семененко.

Однако контроль над заводом семья Семененко по-прежнему сохраняет благодаря схеме перекрестного владения акциями, а именно:

Значительная часть акций ОАО "Кировский завод" находится в собственности его дочерних структур. На собрании акционеров ОАО "КЗ" должны присутствовать владельцы акций, а именно - семья Семененко, прочие акционеры и представители всех дочерних предприятий, владеющих акциями. То есть, дочерние предприятия должны решить, кто будет представлять их интересы на собрании акционеров ОАО "КЗ".

Генеральный директор ОАО "КЗ" является для дочерних предприятий основным представителем акционера, а, следовательно, богом и истиной в последней инстанции. Поэтому генеральный директора ОАО "КЗ" принимает решение, что представлять интересы дочерних предприятий на собрании акционеров будет он сам.

Таким образом, генеральный директора ОАО "КЗ" на собрании акционеров голосует всеми теми акциями, которые принадлежат ему, плюс всеми теми акциями, которые принадлежат дочерним компаниям.

Такая схема дает возможность сосредоточить управление компанией в своих руках при относительно небольшом собственном капитале. Одновременно такая схема является весьма опасной и нестабильной в кризисных ситуациях - таких, как гибель генерального директора. Ведь вместе с креслом генерального директора к новому начальнику переходит и основной пакет голосующих акций, сосредоточенный в руках дочерних структур, поэтому желающих занять такой пост никогда не бывает мало.

Однако молодому наследнику удалось сохранить кресло в этой жесткой ситуации. Хотя переходный период, в течение которого новый генеральный директор осваивал управление, менял команду и практически не выходил на общение со средствами массовой информации, был длинным - около полутора лет. Сам Семененко связывает такую большую продолжительность переходного периода с отсутствием у него опытом по управлению столь масштабным холдингом.

Ни развала холдинга (у ОАО "Кировский завод" более 20 дочерних структур), ни распродажи собственности не произошло. Несмотря на огромную площадь участка под заводом, рост цен на недвижимость (в период с 2005 по 2007 они увеличились в среднем почти втрое) и строительный бум того времени, Георгий Семененко не пожелал отказываться от основного профиля завода - машиностроения, металлургии, производства техники для энергетики. Перепрофилирования площадей завода под девелоперские проекты не произошло.

Напротив, Семененко старается расширить производство в рамках этих направлений, в частности, рассчитывает на интерес государства к атомной энергетике (недавно премер-министр Владимир Путин заявил, что до 2015 года из бюджета на подъем атомной энергетики и промышленности выделят почти 1 трлн. рублей). Именно с этим, по мнению аналитиков, связана покупка Кировским заводом воронежского предприятия "Атомэнергозапчасть", которое производит запасные части для атомной промышленности, а также аппараты охлаждения для нефтегазовой промышленности. Сделка по покупке предприятия будет завершена до конца года.

Семененко хочет использовать выгодное морское расположение КЗ: группа компаний "Кировский завод" к 2010 году планирует занять 5% рынка контейнерных перевозок в Санкт-Петербурге. Для этого за 2 года КЗ планирует построить контейнерный терминал мощностью не менее 100 тыс. TEU., инвестировав в этот проект порядка 650 млн руб.

Семененко удается развивать основные направления деятельности завода довольно успешно, о чем свидетельствует рост финансовых показателей. (см. инфобокс). Рост финансовых показателей объясняется значительным увеличением объемов реализации продукции, работ и услуг дочерними предприятиями и, в первую очередь, металлургического производства, активным развитием сельскохозяйственного и строительного машиностроения.

Приоритетными задачами для группы компаний КЗ, кроме увеличения объемов производства по основным направлениям, таких как тракторостроение, энергетическое машиностроение и металлопрокат, является модернизация производств и реструктуризация входящих в холдинг предприятий.

В вопросе, на что бизнесмен должен тратить деньги, Георгий Семененко, как и многие другие собственники, в первую очередь задумывается о реинвестировании в бизнес: "Основное - это работа. На сегодня это мое главное хобби и увлечение. А что касается вложений средств - то бизнесмен может инвестировать куда угодно - он ведь никому ничего не должен, только закон соблюдать. И пускай люди на что хотят, на то и тратят, особенно если внутри страны, создавая новые места. Кроме работы - трачу немного на благотворительность. Хотел бы попутешествовать, но не хватает времени. А в быту не требователен".

Биография:
  • Родился 21 ноября 1982 года
  • Окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (2004), специальность - "менеджмент"
  • В 2001 году начал работу как специалист службы разработок перспективных проектов Кировского завода (до 2002 года)
  • С 2002 по 2004 - директор ИФК "Петросталь-инвест"
  • С 2004 по 2005 - директор по экономике и финансам "Киров-Станкомаш"
  • С 2005 по 2006 исполнял обязанности генерального директора Кировского завода после смерти отца, Петра Семененко, бывшего генеральным директором Кировского завода.
  • В 2006 утвержден в должности генерального директора Кировского завода, которую и занимает на данный момент.
  • Семейное положение: холост
О компании:
  • ОАО "Кировский завод"
  • Основан в 1801, прежние названия - Казенный чугунолитейный завод, Общество Путиловских заводов
  • Финансовые показатели:
  • Консолидированная выручка в 2007 году составила 11 605 млн.руб., увеличившись на 22% по сравнению с 2006 годом (в 2006 году - 9,74 млрд. рублей) по РСБУ
  • В 2007 году чистая прибыль Группы компаний получена в размере 197 млн. руб, что на 43,6 % выше показателя 2006 года, когда прибыль составила около 138 млн. руб.
  • Согласно отчетности, валовая прибыль Группы в 2007 году выросла на 44% и достигла 1 944 млн. руб (в 2006 году - 1354 млн. руб).
  • По сравнению с результатами 2006 года операционная прибыль возросла на 52% и достигла 426 млн.руб.
  • Прибыль до налогообложения составила 408 млн. руб, что на 62% выше показателя 2006 года.
  • Капитализация в 2007 г. Составляла порядка 250 млн. долл. (РТС)
Основные виды деятельности завода:
  • Машиностроение
  • Металлургия
  • Техника для энергетики
  • Изготовление высокоточных узлов и деталей
  • Резинотехнические и пластмассовые изделия
  • Производство гидромашин
  • Грузоперевозки и ремонт ж/д техники
  • Станкостроение