Беседа: «Забота о зимующих птицах. Экологический проект«Забота о зимующих птицах нашего края Забота о птицах зимой

Айнура Акматова

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. По статистике, восемь из десяти птиц погибают. Вовсе не от холода, как многие полагают, а из-за нехватки пищи. Нормальная температура тела у птиц превышает 40 градусов, поэтому им необходимо постоянно питаться, чтобы поддерживать температуру в норме. С наступлением сильных холодов в нашем регионе в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов.

Как я уже писала в предыдущих публикациях, мной был разработан экологический проект «Синичкин день», который состоит из нескольких циклов акций - изготовление кормушек пернатым и ежедневное наполнение этих кормушек кормом. Несколько дней ребята вместе с родителями мастерили кормушки для зимующих птиц. К этому заданию все отнеслись творчески и ответственно. Кормушки получились оригинальными и вместительными: из дерева, пластмассовых банок и картонных коробок. Кормушки повесили на деревьях, в укромном уголке детсадовского двора. Теперь осталось только не забывать насыпать корм для птиц. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. В рамках акции с ребятами были проведены беседы «Всё о зимующих птицах», викторина «Кто больше знает», различные игры. Этой акцией я хотела пробудить у детей и их родителей, чувства милосердия и сострадания к братьям нашим меньшим. В ходе этой природоохранной акции, мы с ребятишками решили привлечь внимание родителей к проблеме заботливого отношения к птицам, создав коллективную стенгазету «С заботой о птице любовь к родной природе родится!» Для ее изготовления, детям были предложены картинки с изображением птиц и картинки с информацией о том, чем питаются птицы зимой, а еще в качестве сюрприза - мини фотографии с изображением их родителей с кормушками. В процессе творчества на стенгазетой мы вспомнили и закрепили названия зимующих птиц, уточнили, чем они питаются, закрепляли навыки вырезания и наклеивания.







Стенгазету вывесили в раздевалке группы. Родители заинтересовались материалом и рассказами детей о том, как тяжело птицам зимой, все внимательно читали и находили новую информацию о пернатых.




Результат не заставил себя ждать, уже на второй день с самого утра, начали приносить корм!


Мы вместе с воспитанниками надеемся, что это станет доброй традицией не только нашей группы, нашего детского сада, но и всех жителей нашей большой страны!


Зима вступила в свои права. В садах и лесах трещат морозы, земля укрыта достаточно плотным слоем снежного одеяла. В эти дни садоводам надо обязательно вспомнить добрым словом и делом о наших пернатых друзьях. Сейчас для них наступили трудные и голодные времена.
Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Особенно велики потери среди синиц. При бескормице за холодный период гибнет до 80-90% синиц. Только большая плодовитость спасает этот вид птиц от вымирания. А ведь синицы - наши первые друзья по борьбе с вредителями сада и огорода. Как же им помочь в это трудное время?
Следует вспомнить, что синица - насекомоядная птичка. Зимой на воле она питается в основном оцепеневшими насекомыми, их яйцами и куколками. Как акробаты они повисают на сучьях, зорко осматривая все щели и неровности коры, находя там поживу. Какой бы не трещал мороз, если синицы могут достать пропитание, - холод им не страшен.
Беда, когда деревья покроет ледяная корка, кормовые угодья для синичек становятся недоступными. Не лучше гололеда и сильный снегопад, когда деревья наряжаются в мохнатую бахрому. Из-под снега тоже нелегко накормиться. Вот тогда-то и понадобится наша помощь пернатым. Это время уже наступило. Выезжая на садовые участки, не забудьте взять с собой гостинцев для ваших пернатых помощников и друзей, еще лучше устройте им на участке кормушки. В качестве кормушек используют лоточки с окантовкой, домики с крышей или с навесиками. Очень хорошую кормушку можно сделать из пластмассовой бутылки. На сучьях дерева прикрепляют фанерку с бортиками, на которой вертикально закрепляют с помощью проволоки или шпагата бутылку с кормом с небольшим зазором от фанерки, чтобы корм мог свободно высыпаться, по мере его поедания птичками. Бутылку можно обернуть корой, мхом или тряпками.
Открытые кормушки доступны для всех птиц. Если вашу столовую обнаружат воробьи, то синичкам мало что останется. Чтобы синичья кормушка стала недоступна для воробьев, ее нужно затянуть металлической сеткой с ячейками 3 х 3 см или обшить прутиками с такими же промежутками. Синицы в такую ячейку пролезут, а воробьи ее не преодолеют.
Помимо мясной пищи синицы охотно клюют семена подсолнечника, и конопли, тыквенные (нежареные) и арбузные семечки, а также овес и крошки белого хлеба. Если ничего нет под руками, купите в зоомагазине птичий корм в виде питательных смесей. Часть семенного корма, особенно крупные семечки, перед тем как положить в кормушку, надо предварительно раздавить. Так с ним легче справятся мелкие синички - лазоревки, гренадерки, гаички. На ветках подвешивают также кусочки несоленого сапа или выкладывают на лоток вываренные "сахарные" кости.
Подкармливать птиц лучше непрерывно. Перерыв в несколько дней отучит подлетать к кормушкам снегирей, чечеток, мелких синиц и поползней.
Устроив кормушки для птиц у себя на садовом участке, вы решите две важные задачи. Во-первых, получите огромное удовольствие от наблюдений за тем, как ваши пернатые сестрички - птички расправляются с привезенными гостинцами, услышите их веселый, азартный писк и галдеж. Во-вторых, будете приучать "крылатую защиту" к своему дому, саду и огороду. Помните, где много синиц, там мало вредных насекомых.
Позаботьтесь о своих пернатых друзьях! Они ждут вас на садовом участке. Не забудьте взять с собой что-нибудь вкусненькое и для них!
А. Иванов

Зима – это время, когда люди должны проявлять заботу обо всем живом, включая пернатых. К счастью, мастерить кормушки для птиц продолжают многие люди. Особенно популярно это занятие среди родителей и детей. Малыши учатся ответственности и элементарной человечности, помогая птичкам выжить в условиях наших суровых зим. Ведь многие птицы не улетают на юг: речь идет о дятлах, воробьях, синицах, щеглах, овсянках, снегирях, пищухах, чижах и поползнях, а также дроздах и скворцах.
Целью зимней кормежки птиц является обеспечение их пропитанием, скрытым под толстым слоем снега и ледяной коркой.
На заметку: птицы характеризуются очень быстрым протеканием обменных процессов, так что подпитка им необходима каждые несколько часов. И чем на улице холоднее, тем быстрее протекают обменные процессы.


В течение суток в организме птицы накапливается достаточное количество питательных веществ, чтобы дотянуть до конца суток. И если в течение зимнего дня птице не удалось найти достаточное количество питательных веществ, ее шансы на выживание в течение ночного времени суток практически нулевые.
Если птичек подкармливать систематически в одном и том же месте на протяжении определенного периода, вскоре они начнут постоянно туда прилетать, с благодарностью принимая человеческую помощь. А вы, в свою очередь, сможете пристально наблюдать за птицами, их привычками и особенностями поведения, вновь и вновь открывая для себя что-то новое и удивительное.
Принято считать, что птицам для выживания достаточно хлебных крошек. Однако это не совсем верно. Например, насекомоядные птицы нуждаются, в первую очередь, в расплющенных семенах подсолнечника. В их состав входит большое количество жира. Если же птицы, которых вы подкармливаете, зерноядные, в состав корма должны входить не только семечки, но и небольшое количество овсянки и овса, а также просо. Кстати, они также не откажутся от семян сорных растений, которые легко заготовить в течение августа.
Любят птички лакомиться и семенами арбуза, тыквенных культур, рябины, небольшими кусочками мяса, крапивой, хлебными крошками, а также лебедой. Что же касается синичек и дятлов, для них лучшим угощением станут кусочки несоленого сала. Арахисом лучше побаловать синичек, воробьев, зеленушек, поползней, дятлов и чижиков. Дело в том, что в арахисе содержится большое количество жира. Размолотые орешки – отличное угощение и для завирушек, крапивников и зарянок.
Важно: никогда не предлагайте птицам в качестве корма жареные или соленые орехи!
Нельзя кормить пернатых зернами пшеницы, ячменем, горохом, фасолью и сухим рисом. Это обусловлено минимальным количеством воды в их составе. Такое лакомство можно предложить только голубям.
Но самым изысканным деликатесом для всех птичек считаются мучные черви. И выращивать их очень легко. Мучных червей обожают лазоревки, зарянки и прочие насекомоядные птицы.
Нельзя, чтобы птицы ели ненасыщенные жиры и растительное масло любого происхождения – это не так вредно для их желудков, но оперение, испачканное маслом, может доставить пернатому массу неудобств.


На заметку: если уж вы решили побаловать птиц овсянкой, ни при каких обстоятельствах не варите ее! Клейкая масса может застрять в клювике птицы, и избавиться от нее будет крайне проблематично.
Для синиц и поползней любимой пищей являются подсолнечные семена, арбузные и тыквенные семечки, а также кусочки сала и мяса. Что же касается овсянок, они откажутся от любой пищи в пользу проса, пшеницы и овса. А для снегирей и синиц-лазоревок нет ничего милее семян крапивы. Щеглам же подавай семена репейника, в то время как снегири и свиристели все отдадут за яркие ягодки рябины.
Синички всегда были в некотором смысле символом России. Они являются небольшими лесными птичками с плотным сложением. У них довольно короткий клювик и контрастная окраска. В качестве пищи предпочитают насекомых и растительные семена. Хотя, по сути, синички всеядны и, надо сказать, весьма прожорливы. В течение суток синичка может съесть количество пищи, которое вдвое превышает ее собственный вес.
Важно: если уж вы приучили синичку прилетать к вам на кормежку, не прерывайте подкормку до конца зимы! Синица, привыкшая питаться в определенном месте, погибнет, если резко потеряет привычный источник питания. Более того, они еще и новых обитателей вашей импровизированной «столовой» за собой приводят – как правило, это молодые синички, которые еще совсем не умеют заботиться о себе самостоятельно.
Синица – одно из самых полезных пернатых. Ведь среди насекомых, которыми она питается, множество вредителей, включая шелкопрядов, долгоносиков, листоедов, клопов и тлю.


Это интересно: всего несколько синичек могут успешно очищать сад от многочисленных вредителей, обеспечивая полную безопасность растений. Причем если уж на вашем участке обитает парочка синиц, вторую они туда уже не пустят.
Учитывая активную полезную деятельность синиц по уничтожению вредителей, правительство большинства стран объявили синичек птицами, попадающими под программы охраны. А также люди активно сооружают синичники, чтобы привлечь этих санитаров участка именно на свою территорию.

Для второй младшей группы

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - И не страшна

Будет им зима.

Актуальность : В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Проблемы:

Дети мало знают о зимующих птицах, как правило, почти не обращают на них внимания и отсутствие навыков заботы о них.

Цель проекта:

формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

  1. Формировать умение различать и называть зимующих птиц.
  2. Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  4. Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.

Тип проекта:

1. По доминирующему методу: познавательно - практический.

2. По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.

3. По кол-ву участников: со всеми воспитанниками второй младшей группы.

4. По продолжительности: 2 месяца.

Участники проекта:

Дети второй младшей группы, сотрудники детского сада, родители.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор дидактического материала, художественной литературы, атрибутики, картинок и иллюстраций.
  1. Исследовательско-практический: наблюдения на прогулке, НОД, игры подвижные и дидактические, творческая деятельность, совместная деятельность, заучивание стихов и потешек, индивидуальная работа, взаимодействие с детьми первой младшей группы.
  1. Обобщающий (заключительный): выставки творческих работ, фотографий, досуг, оформление на участке.

Домашнее задание родителям:

  • Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).
  • Изготовить совместно с ребенком кормушку.
  • Подобрать корм, развивать словарный запас.
  • Выучить стихотворение о зимующих птицах.
  • Подобрать загадки о зимующих птицах.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.

Работа по проекту: НОД

Познание

РЭМП «Стайка птиц» (ориентировка в пространстве).

ФКЦМ Презентации «Забота о зимующим птицам, «Зимующие птицы нашего края», дидактические игры «Польза птиц», «Кто прилетел на кормушку?», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Корм для птиц».

Коммуникация

Заучивание стихотворений И. Токмаковой «Сизари», «Чик –Чирик»;

Рассматривание картин «Птичья столовая», «Дети кормят птиц» (рассказы детей по картинам с помощью воспитателя);

Беседа «Как мы заботимся о птицах зимой»;

Художественное творчество

Аппликация «Птичка»;

Рисование «Птичка на ветке»;

Лепка «Птицы на кормушке», коллективная работа «Птичий базар».

Чтение художественной литературы

Потешка «Сорока – Сорока»;

Песенка обраб. В. Викторова «Снегири»;

Сказка обраб. В. Даля «Ворона»;

Рассказ Н.Романова «Умная ворона»;

Загадки о зимующих птицах.

Наблюдение

- «Птицы за деревьями»;

- «Птицы на деревьях»;

- «Птицы на кормушках».

Работа с родителями

Изготовление кормушек;

Рисунки «Птицы зимой»;

Памятка (в уголке для родителей) «Накормим птиц зимой», «Основы экологического воспитания», «Народные приметы».

Прогнозируемые результаты:

Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.

Приобщение родителей к жизни группы.

Развитие навыков лепки из целого куска, рисования птиц, аппликации.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Воспитание чувств доброты, заботы, сопереживания.

Описание работы по проекту

Серия экскурсий и целевых прогулок к «птичьим столовым»

Наблюдение за кормушками:

День первый – птиц не было замечено.

День второй – прилетела одна синица.

День третий – птиц на участке появилось гораздо больше, пробовали пищу.

Последующие дни – птиц много (даже корма не оставалось после кормежки).

Результаты проекта:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Приложение

Наблюдения .

Наблюдения кратковременные, но частые. Воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки, семечки и отойду, чтобы не пугать птичек».

Воспитатель обращает внимание детей, что у голубей есть глаза – они видят корм, когда им насыпают; есть клюв – они клюют крошки; у них есть ноги – они ходят; есть хвост; у них есть крылья – они летают; голуби бывают разного цвета, разной величины. Воспитатель поясняет, что голубей называют иногда сизарями и читает стихотворение И.Токмаковой «Сизари»:

Голуби, голуби,

Раз, два, три…

Прилетели голуби,

Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».

Наблюдают за повадками голубей:

Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.

Вместе с голубями кормятся и другие птицы.

Рассмотрим внешний вид, затем изучим повадки. После этого сравним птиц. (Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но есть у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует – воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает.)

Во время наблюдения воспитатель читает детям маленькое стихотворение про воробьёв:

Жили – были два воробушка,

Два маленьких, два хорошеньких,

Один Чик, другой Чирик,

Оба вместе Чик – Чирик!

После наблюдений за птицами дети играют в игру «Голуби и воробьи».

Дети делятся на три группы: одна – голуби, другая – воробьи, третья – дети.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и выполнить то, о чём в нём говорится.

Рассказ: «Настала зима. Было очень холодно, и птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зёрен, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними – воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур – ур – ур, а воробьи чирикают: чик – чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».

Для закрепления знаний о зимующих птицах и их повадках проводится игра «Кто прилетел на кормушку?».

Вырезаются из картона несколько знакомых детям птиц.

5-6 детей надевают на голову атрибуты птиц.

Ставится кормушка и по сигналу, дети- «птицы» летят на неё.

Остальные дети говорят, какие птицы прилетели на кормушку.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Детям раздаются картинки с изображением птиц. Воспитатель зачитывает повадки одной из них. Ребёнок, у которого эта птица на картинке, поднимает её вверх. Дети, все вместе, обсуждают правильность ответов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 комбинированного вида» Беседа «Как заботимся о птицах зимой» к проекту «Зима нашего края» Воспитатель: Копырюлина Надежда Михайловна г. Ефремов 2013г. 1. Беседа «Как заботимся о птицах зимой?» Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Экологическая игра «Отгадай, какая птица» Цель: Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням. 3. Экологическая игра «Птичья столовая» Цель: Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Развивающая среда: иллюстрации – зимующие и перелётные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами; запись «Голоса птиц в природе». Содержание 1. Сообщить детям, что сегодня будет разговор о птицах (включается грамзапись с голосами птиц). Вопросы: 1. Каких птиц вы узнали по голосу? 2. Можно ли их услышать сейчас в природе? 3. Почему нельзя? 4. Почему они улетели? 5. Какой корм едят эти птицы? 6. Где сейчас эти насекомые? Подвести итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма. Предложить детям назвать их одним словом (перелетные). Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовём их одним словом? (Зимующие. Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц.) Посмотрите, кого вы здесь видите? Как вы догадались, что это за птицы? (Снегирь – красногрудый, чернокрылый; ворона – важная, горластая; сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа, пёстрая; голубь – сизокрылый; воробей – весёлый, шустрый, маленький.) Воспитатель с детьми рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу. Воспитатель: Отгадайте, кто поёт «синь-синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает)? А теперь посмотрим, что делают снегири? (Склёвывают рябину.) Покажите, как они это делают. А что делает воробей? (Клюёт, прыгает, летает.) А сорока? (Прыгает, скачет по снегу.) Покажите, как она делает это. Синица? (Поёт). Покажем. (Низким и высоким голосом.) Голуби? (Воркуют: гру-гру-гру.) Покажем. Ворона? (Важно ходит, громко каркает.) Покажем. 2. А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица». (Дети по повадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.) Физкультминутка Руки подняли и помахалиЭто деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росу. Плавно руками помашемЭто к нам птицы летят. Как они сядут, покажемКрылья мы сложим назад. (Дети выполняют движения по тексту) 3. Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц. Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несолёное сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны. Хлебных крошек не жалей, Заслужил их воробей. Ты приладь ему кормушку, Кликнет он свою подружку. И пойдёт весёлый стукТук-тук-тук, Тук-тук-тук.