Бизнес-идея: частный логопедический кабинет. Оснащение логопедического кабинета в доу Оформление для кабинета дошкольного логопеда

Развивающая предметно- пространственная среда играет большую роль в речевом и психическом развитии детей дошкольного возраста. В предлагаемом материале говорится о том, как организовать коррекционно - развивающую среду в логопедическом кабинете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рационально организованное рабочее место логопеда –

фактор оптимизации коррекционной работы»

(слайд № 1) Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в условиях гуманизации всей системы образования основной целью является включение в образовательное пространство каждого ребёнка, вне зависимости от уровня его развития и выраженности нарушения, развитие свободной творческой личности, творческого мышления, творческого воображения детей. В структуре стандарта дошкольного образования от педагога требуется осознанное понимание роли и места, как воспитанника, так и своего в образовательном процессе. Как в этом может помочь педагогу развивающая предметно-пространственная среда, т.е. рабочее место педагога?

(слайд № 2) Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с тяжёлым нарушением речи. В группе компенсирующей направленности должны создаваться условия для развивающей работы с детьми с учетом их особенностей. В группе должны быть достаточно широкие возможности для передвижений детей и для их двигательной деятельности (слайд № 3). Должны иметься игры и пособия для развития мелкой моторики рук и конструктивного праксиса (слайд № 4), предметные и сюжетные картинки и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных и согласных звуков, автоматизации и дифференциации поставленных звуков (слайд № 5), подборки игр для совершенствования грамматического строя речи, картинок и игрушек для накопления словаря по всем лексическим темам (слайд № 6). Нужно позаботиться о том, чтобы в группе было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием и формирования связной речи (слайд № 7).

При организации предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете нужно стремиться создать все условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая несла бы в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие.

Логопедический кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Он должен быть оснащен наглядно-методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.

Организуя предметную среду кабинета, нужно руководствоваться следующими принципами (слайд № 8):

1. Доступность. Материал для самостоятельных игр детей должен быть расположен на нижних полках, материал и документация логопеда – на верхних полках (слайд № 9).

2. Системность . Весь материал должен быть систематизирован по тематикам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования (слайд № 10).

3. Здоровьесбережение . В кабинете должно быть достаточное естественное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, должна быть проведена пожарная сигнализация, мебель для детей должна регулироваться по высоте. Стены кабинета должны иметь светлый цвет, цвет мебели и ковра светлых тонов (слайд № 11).

4 . Природосообразность , Учёт возрастных особенностей детей. Размеры мебели, наглядно-методический материал и игры должны быть подобранны с учётом возраста детей (слайд № 12).

5. Мобильность. Дидактические пособия должны легко переноситься (в другие помещения д/с) во время игр, детские столы и фланелеграф во время занятий должны отодвигаться (слайд № 13).

6. Вариативность . Наглядно-методический материал и многие пособия должны быть многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач и целей коррекции), должны вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель. Одна игра может быть использована в нескольких вариантах (слайд № 14, 15, 16).

7. Эстетичность . Наглядно-методические пособия и игры должны быть выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены (слайд № 17).

По оснащению и применению кабинет должен быть разделён на уголки (слайд № 18).

1. Уголок индивидуальной работы (слайд № 19).

Он должен находиться в освещённом месте. Рабочее место должно быть оснащено зеркалом с дополнительной подсветкой и столом для индивидуальной работы. В контейнере может храниться инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, шпателя, вата, стерильные салфетки, спирт. На уровне глаз ребенка могут находиться пособия для проведения артикуляционной гимнастики.

2. Учебный уголок (слайд № 20).

3. Уголок хранения наглядно-методических пособий и документации (слайд № 21).

Весь материал может быть систематизирован по разделам: пособия для развития лексико-грамматического строя речи, пособия для развития слоговой структуры слова, пособия для развития фонетико-фонематической системы языка, пособия для развития связной речи, пособия для развития правильного звукопроизношения. Наглядно-методический материал может храниться в папках, систематизированных по лексическим темам. Документация может храниться в отдельных папках, систематизированных по разделам.

4. Сенсомоторный уголок (слайд № 22).

Должен находиться в доступном для детей месте (на нижних полках шкафа). Может содержать материал для самостоятельных игр с целью развития: - мелкой моторики рук (массажные мячи, шнуровки, трафареты, книжки- раскраски, прищепки и т.п.);

Дыхания (вертушки, мыльные пузыри, различные лёгкие предметы: пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки, надувают воздушные шарики);

Лексико-грамматического строя речи (настольно-печатные дидактические игры, картинки и т.д.).

5. Уголок «Связной речи» (слайд № 23).

Он может включать в себя набор предметных и сюжетных картинок, серий картинок по лексическим темам, различные схемы для составления рассказов, сказок, пересказов, картинки- символы предлогов, органов чувств и т.п.

При отборе предметного содержания развивающей среды группы и логопедического кабинета нужно ориентироваться на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка. Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, что является оптимальным условием для коррекционной работы с дошкольниками с тяжёлым нарушением речи (слайд № 24).

Предварительный просмотр:

Пособия для развития связной речи

Логопедический кабинет Принципы организации предметно- развивающей среды

Доступность

Системность

Здоровьесбережение

Природосообразность

Мобильность

Вариативность Игра «Чей домик?» Вариант 1. Цель: закрепить знания о местах обитания животных. Игра «Чей домик?» Вариант 2. Цель: дифференциация животных (насекомые, птицы, дикие звери, домашние звери). Игра «Чей домик?» Вариант 3. Цель: деление слов на слоги.

Игра «Чей домик?» Вариант 4. Цель: выкладывание звуковых схем слов. Игра «Чей домик?» Вариант 5. Цель: составление предложений с заданным словом, выкладывание схем предложений. Игра «Чей домик?» Вариант 6. Цель: расшифровка слова по первым звукам.

Игра «Чей домик?» Вариант 7. Цель: составление рассказа с заданными словами. Игра «Чей домик?» Вариант 8. Цель: развитие мелкой моторики. Игра «Чей домик?» Вариант 9. Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Эстетичность

Структура логопедического кабинета

Уголок индивидуальной работы

Учебный уголок

Уголок хранения наглядно- методических пособий и документации

Сенсомоторный уголок

Уголок связной речи

Спасибо за внимание!


1.

2.

логопедического кабинета

3. Оснащение кабинета

4. Документация логопеда

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13. Компьютерные презентации

14.

15. Методические пособия

16. Коррекция произношения

17.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт

логопедического кабинета

  1. Описание кабинета, расписание занятости кабинета, сведенья о специалисте
  2. Помещение кабинета по зонам, Основные направления работы,

Логопедического кабинета

  1. Оснащение кабинета
  2. Документация логопеда
  3. Материалы для логопедического обследования
  4. Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
  5. Пособия для развития мелкой моторики
  6. Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)
  7. Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи
  8. Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте
  9. Материалы для развития высших психических функций
  10. Компьютерные логопедические программы
  11. Компьютерные презентации
  12. Учебники и справочники по логопедии
  13. Методические пособия
  14. Коррекция произношения
  15. Перспективный план развития логопедического кабинета

Краткое описание

Общая площадь – 18 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 4 рабочих места для занятий детьми.

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшей и подготовительной групп.

Расписание занятости кабинета

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

8 00 -12 00

14 00 -18 00

8 00 -12 00

14 00 -18 00

8 00 -12 00

17 30 -18 00

Консультации для родителей

15 40 -17 00

Работа логопедического кружка

17 30 -18 00

Консультации для родителей

Сведенья о специалисте

Фамилия Имя Отчество: Никитина Людмила Владимировна

Образование: (высшее) Шадринский Государственный Педагогический институт , год окончания 2011.

Специальность: учитель-логопед

Стаж работы: 3 года (категории нет)

Дополнительное образование: Курсы повышения квалификации «Коррекционно - педагогическая деятельность логопеда в условиях реализации ФГОС» 72 часа.

Помещение кабинета условно поделено на зоны:

  1. Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
  2. Развития речевого дыхания.
  3. Мелкой моторики.
  4. Общей моторики.
  5. Автоматизации звуков речи.
  6. Дифференциации звуков речи.
  7. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
  8. Коррекция психических процессов.
  9. Наглядных пособий.
  10. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.
  11. Методическое обеспечение учебного процесса.

Основные направления работы,

проводимой в логопедическом кабинете

  • логопедическое обследование;
  • составление индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения и планов работы;
  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • консультирование педагогов и родителей;
  • ведение документации.

Оснащение кабинета

№ п/п

Наименование

Количество

Рабочий стол

Компьютерный стол

Компьютер (ноутбук)

Кресло офисное рабочее

Стулья детские

Шкаф книжный

Логопедический стол с зеркалом и лампой

Журнальный стол

Зеркало индивидуальное

Доска

Часы настенные

Принтер

Мягкое детское кресло (Кот)

Пуфики

Стол «Ромашка» для групповых занятий

Стол дидактический игровой

Стол световой песочный

Документация логопеда

№ п/п

Наименование

Нормативно-правовая база. Законы РФ. Конвенция о правах ребёнка

Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ДОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ДОУ.

Образцы ведения документации учителем-логопедом ДОУ.

Паспорт логопедического кабинета.

План доукомплектования кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Речевые карты.

Список детей, записанных на коррекционно-логопедические занятия.

Годовой план логопеда.

План работы логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.

План работы логопеда с родителями.

Перспективные планы индивидуальной и групповой логопедической работы.

Программы логопедического сопровождения на детей с ОВЗ.

Расписание работы учителя-логопеда.

План по самообразованию и повышению профессионального мастерства.

План внеклассной работы.

Отчёт работы логопеда за прошедший учебный год. Аналитическая справка к отчёту.

Папка с материалами для логопедических уголков.

Папка «Коррекционная педагогика».

Материалы для логопедического обследования

№ п/п

Наименование

Диагностика мелкой моторики детей.

Схема обследования детей с дизартрией по методике психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой.

Мониторинг коррекционно-логопедической работы.

Альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования по О.Б. Иншаковой:

  • «Обследование произношения».
  • «Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений».
  • «Обследование слоговой структуры слова».
  • «Обследование словаря».
  • «Обследование грамматического строя речи».
  • «Самостоятельная речь».

Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова

№ п/п

Наименование

Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:

  • «Весёлая гимнастика».
  • «Тру-ля-ля».
  • «Тра-ла-ля» для язычка».
  • «Утро с котиком Музиком».

Подборка картинок для артикуляционной гимнастики.

Папка «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв).

Папка с практическими материалами для проведения артикуляционной гимнастики.

Папка «Исправляем произношение».

Папка с физминутками.

Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий

по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам.

Папка с профилями артикуляции и символами свистящих, шипящих, сонорных звуков [р], [л].

Папки с картинками для артикуляции и постановки звуков:

  • [л];
  • [р];
  • свистящих звуков.

Папка с картинками артикуляционных упражнений и их символов.

Папка «Артикуляция звуков в графическом изображении».

Папка «Звукоподражание».

Папка с картинками для развития и коррекции мимики и эмоций.

Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, легкие перышки, пузырьки и др.

Настольные игры для автоматизации звуков.

Папка с практическими материалами: «Гласные звуки».

Подборки картинок на гласные звуки.

Папки с практическими материалами на автоматизацию звуков:

  • [л], [л"]; [р], [р"];
  • [с], [с"]; [з], [з"]; [ц];
  • [ш], [ж], [ч], [щ];
  • [п], [п"]; [б], [б"]; [т], [т"]; [д], [д"]; [к], [к"]; [г], [г"]; [х], [х"]; [в], [в"]; [ф], [ф"].

Папки с картинками на автоматизацию звуков:

  • [л];
  • [j];
  • [р];
  • свистящих;
  • [ш], [ж];
  • шипящих.

Альбом «Картинки для автоматизации звуков».

Рабочие тетради по автоматизации звуков:

  • [с], [с"]; [з], [з"], [ц];
  • [ш], [ж"]; [щ], [ч"];
  • [л], [л"]; [р], [р"];

Подборки игр на автоматизацию звуков:

  • [к], [г], [х], [j];
  • [р], [р"], [л], [л"];
  • свистящих звуков;
  • шипящих звуков.

Игры для коррекции слоговой структуры слова:

  • «Буковка - прищепочка».
  • «Веселые прищепки».
  • «Звукарики - Смешарики»

Кубик, бусы для коррекции слоговой структуры слова.

Игры «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова.

Шпатели и постановочные зонды.

Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков.

Настенное пособие «Домики звуков».

Настенное пособие «Алфавит».

Пособия для развития мелкой моторики

№ п/п

Наименование

Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.

Пособия для шнурования: «Петрушка», «Шнуровальный планшет».

Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики.

Пластилин.

Цветные карандаши и краски.

Трафареты.

Картинки для раскрашивания и штрихования.

Стол цветным песком.

Материалы для самомассажа пальцев рук.

Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук.

Тренажёры для развития силы пальцев и кистей рук.

Мозаики, пазлы.

Счёты.

Матрёшки.

Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)

№ п/п

Наименование

Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки.

Наглядный материал для различения речевых звуков по высоте.

Наглядный материал для различения ритмических последовательностей.

Альбом с картинками – словами паронимами.

Настольные игры на дифференциацию звуков: «Домики для звуков», «На самолёте или на автобусе?», «Большой и маленький колокольчик».

Альбомы с картинками на дифференциацию звуков.

Папки с практическим материалом для дифференциации звуков:

  • [ы] – [и];
  • [з] – [с];
  • [с] – [ц];
  • [ш] – [ж];
  • [ч] – [ш];
  • [ш] – [щ];
  • [ч] – [щ];
  • [с] – [ш];
  • [з] – [ж];
  • [щ] – [с"];
  • [ч] – [ц];
  • [с] – [ч];
  • [л] – [л"];
  • [л] – [j];
  • [л] – [у], [в];
  • [р] – [л];
  • звонких и глухих согласных.

Подборки игр на дифференциацию звуков:

  • свистящих и шипящих;
  • [р] – [л];
  • разных звуков.

Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи

№ п/п

Наименование

Карточки с предметными картинками на разные лексические темы.

Картотека загадок по лексическим темам:

  • Зима.
  • Новый год.
  • Город.
  • Транспорт.
  • Весна.
  • Профессии.
  • Цветы.
  • Рыбы.
  • Дом.
  • Мебель.
  • Детский сад, школа.
  • Животные Севера и жарких стран.
  • Овощи.
  • Фрукты.
  • Осень.
  • Деревья.
  • Ягоды.
  • Одежда.
  • Обувь.
  • Посуда.
  • Продукты питания.
  • Дикие и домашние животные.
  • Зимующие, перелётные и домашние птицы.
  • Насекомые.
  • Грибы.
  • Игрушки.

Собака «Дружок».

Игрушки.

Папки разные:

  • «Предлоги».
  • «Логопедические игры».
  • «Числительные».
  • «Слова-действия».
  • «Антонимы. Единственное и множественное число».
  • «Словосочетание».
  • «Предложение».
  • «Текст».

Папки на лексические темы:

  • «Игрушки. Дети».
  • «Транспорт».
  • «Растения. Грибы. Цветы».
  • Профессии».
  • «Овощи».
  • «Фрукты».
  • «Времена года. Весна. Лето».
  • «Времена года. Осень. Зима».
  • «Части тела».
  • «Инструменты».
  • «Одежда. Обувь».
  • «Мебель. Бытовые приборы. Дом».
  • «Посуда. Продукты».
  • «Насекомые».
  • «Птицы».
  • «Дикие животные».
  • «Домашние животные».
  • «Цвет».

Лото:

  • «Ботаническое».
  • «Зоопарк».

Игра «Когда это бывает?» на развитие словаря и связной речи по теме «Времена года».

Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте

№ п/п

Наименование

Кассы букв.

Фишки – символы звуков.

Звуковая линейка.

Схемы предложений.

Палочки и шнурки для выкладывания букв.

Стол с песком, для написания букв, и цифр.

Разрезные карточки «Собери букву».

Папка «Буквы».

Карточки со слогами.

Настенное пособие «Алфавит».

Пособие «Гласные и согласные звуки и буквы».

Наборное полотно для составления слов из букв.

Кубики с буквами.

Картинки с текстами для чтения.

Таблицы со слогами для составления слов.

Материалы для развития высших психических функций

№ п/п

Наименование

Пазлы и разрезные картинки.

Мозаика.

Игры:

  • «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  • «Загони шарик».
  • «Фотоохота».
  • «Подбери окошко по форме».

Методические пособия:

  • Волкова С.В. Тимошенко Е.Г. и д.р. Комплект из 3-х тетрадей. С логопедом каждый день. Упражнения и задания интенсивного восстановительно-коррекционного курса развития речи у детей.
  • Научно-методический журнал Логопед.
  • С. Васильева, Н. Соколова Логопедические игры для дошкольников. + приложение.
  • О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, И.В.Яблоновская. Путешествие по стране правильной речи
  • Т.А.Ткаченко Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет.
  • Л.Г. Парамонова Упражнения для развития письма.
  • Е.В. Рындина Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР.
  • О.А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
  • Ирина Скворцова Логопедические игры.

№ п/п

Наименование презентации

Буквы.

Буквы в «живых» картинках.

Тру-ля-ля гимнастика.

Консультация для воспитателей игры на звуки Р Л.

Презентация для родителей автоматизация и дифференциация звуков.

Значение дидактических игр в процессе автоматизации.

Логопедическое пособие Буковка-Прищепочка.

Пособие Звукарики-Смешарики.

Презентация по цветотерапии.

Учебники и справочники по логопедии

Методические пособия

Документация, планирование, организация работы

Вакуленко Л.С. «Организация работы дошкольного логопедического пункта».

Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций.

Коррекция произношения

Жидкова Л.И.,Г.А. Капицына, Н.В. Емельянова.Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.

Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. Учимся правильно произносить звуки

Инна Светлова Домашний логопед.

Н.С. Жукова Уроки логопеда.

Комарова Л.А. Автоматизация звуков (Р,РЬ,Ш,Ж,З,ЗЬ,Ц,Ч,Щ)

Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре.

Л.Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Соломенко Логопедия для дошкольников. Занимательные упражнения по развитию речи: альбом №1 звуки С,З,Ц; альбом №2 звуки Ш,Ж,Ч,Щ; альбом №3 звуки Р,Л; альбом №4 звуки П,Б,Т,Д,К,Г,Х,В,Ф.

Мария Мезенцева Логопедия в картинках.

Гердышева Т.Ю. Бартковский А.И. Книга мечта.

О.Ф. Богатая «Читалочка» методическое пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушением речи.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I, III период.

Н.А. Кнушевицкая, Стихи, загадки, игры по лексическим темам.

Перспективный план развития логопедического кабинета

Мероприятия

Сроки

  1. Косметический ремонт, обновление мебели, оформление кабинета.

2. Создание консультативного пункта для педагогов и родителей.

Август

Сентябрь-октябрь

3. Приобретение и изучение новинок методической литературы по проблеме развития и коррекции речи детей дошкольного возраста.

Октябрь-ноябрь,

В течение учебного периода

4. Курсовая переподготовка (повышение квалификации).

В течении учебного периода

5. Самообразование по теме «Интерактивные логопедические игры».

В течение учебного года

6.Развитие материально-технической базы:
Приобретение и самостоятельное изготовление дидактических игр и пособий по всем направлениям коррекционно-образовательной работы с детьми.

В течение периода

7. Изготовление игр и пособий для развития неречевых психических функций и мелкой моторики.

Декабрь, и в течении учебного периода

8. Внедрение в работу новых ТСО логопедических игр серии дошкольное образование /речевое развитие/

Второе полугодие учебного периода

9. Обновление картотек и подбор стихов, рассказов для работы с детьми с использованием метода наглядного моделирования.

Январь, и в течение учебного года

10. Разработка новых схем, моделей для составления описательных рассказов, заучивания стихов и пересказа литературных произведений с использованием метода наглядного моделирования, обновление материалов.

Февраль и в течение учебного года

11. Обобщение опыта работы по теме «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми 5-6 лет на занятиях по развитию речи».

Март

12. Распространение опыта работы по теме «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми 5-6 лет на занятиях по развитию речи» в дошкольном учреждении, районе.

Апрель и в течение учебного периода

13. Разработка конспектов занятий по развитию речи для детей старшего возраста, пополнение картотек.

В течение учебного года

14. Разработка конспектов занятий по обучению элементам грамоты, пополнение картотек.

В течение учебного года

Апрель-май и в течении учебного года

16.Оформление логопедических уголков стендовой информации для родителей и педагогов.

Каждый квартал учебного года


Свободина Н.Г. ,
учитель-логопед, практический психолог ГБОУ СОШ № 913, член Оргкомитета Российской ассоциации дислексии, Москва

В огромном количестве специальной литературы, в журнальных статьях, Интернете можно найти, казалось бы, всю информацию о том, каким должен быть современный логопедический кабинет. Читаешь и думаешь — как здорово! Все, что надо есть. Красиво, всего много, глаза разбегаются.

Смотрю на свой кабинет — ощущения те же самые. Вспоминаю 1980 год, когда я начала работать в Волгоградском районе (сегодняшние Кузьминки) в детском саду логопедом. В магазинах не было того изобилия, которое мы видим сегодня. Хватали все, что появлялось на книжных прилавках. Ездили за специальной литературой в Минск и Киев, где с этим было чуть лучше. Хвалились друг перед другом книгами, дидактическим материалом, который удалось достать. Было какое-то негласное соревнование — у кого больше, лучше, интереснее. Но была среди нас одна немолодая, как мне тогда казалось, женщина, которая работала логопедом в детском саду уже больше 10 лет. Мы знали, что очень многие родители просили их ребенка с логопедическими проблемами направить именно к ней. И вот она, глядя на наши метания в поисках литературы, как-то раз на методическом объединении сказала: «Девочки, вот у меня есть только одна коробка. В ней все самое необходимое для работы логопеда: зеркало, минимум картинок, подручные средства, книга с речевым материалом. Остальное я нахожу вокруг нас. А результат — сами знаете, какой». Я еще долго не могла утолить жажду приобрести что-то новое для своего кабинета. Но ее слова помню до сих пор. И в своем, как говорят, идеальном кабинете, я вижу книги, которые купила много лет назад, просмотрела, но так больше и не открыла ни разу. Нахожу игры, которые успела только разрезать, но ни разу не использовала. Есть иллюстрации, в том числе и для фронтальных занятий, которые ни разу не пригодились.

  • Вывод первый: самое главное правило для кабинета — «золотая середина». Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.

Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Меняются вещи вокруг. Картинка, на которой нарисован чайник 70-х гг. XX в., вызывает недоумение у ребенка. В 90-е гг. XX в. на тестовых рисунках с недорисованными предметами из известной методики, которую используют сегодня психологи и нейропсихологи, — носик от заварочного чайника. Многие дети называли его куриным окорочком. Весы для взвешивания продуктов из тех же времен сегодня дети не узнают. И это нормально. Сколько у нас таких картинок, которые сегодня неактуальны. Кто-то не может с ними расстаться, кому-то они достались от старших коллег. А сколько места они занимают…

  • Вывод второй: весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени. Раритетные пособия — для музейной полки, чтобы иногда понастальгировать, рассказывая молодым коллегам о том, как нам было не просто работать.

Сегодня, в какую группу детского сада не зайди, везде можно увидеть игрушки, о которых мы в детстве даже не мечтали, потому что не знали, что такие есть. Хотите в больницу поиграть — пожалуйста, к вашим услугам готовые наборы, где даже кресло-каталка есть да мини-рентгеновский аппарат. В магазин — и прилавки, и товар, и касса, и деньги. В «дочки-матери» — кукольный многоэтажный дом с мебелью, посудой, с членами семьи из трех поколений и даже разного цвета кожи. И так — на все темы. Но вот наблюдение из жизни…

Два года я собирала кукольный дом со всеми атрибутами. Внучке было пять, потом шесть лет. Когда она приезжала в гости, я давала ей поиграть. Но почему-то моего энтузиазма по поводу этого игрушечного чуда девочка не разделяла. Она вытаскивала из дома всю начинку, набивала его игрушечными животными и что-то с ними изображала. Однажды я ей рассказала, как мы в детстве делали кукольные дома: брали большую коробку из-под сапог, вырезали окна, двери, находили красивые цветные бумажки и клеили обои. Из бумаги и маленьких коробочек делали мебель. Из пластилина лепили посуду, продукты и т.д. Глаза у ребенка загорелись: «Бабушка, а давай и мы сделаем такой дом». С тоской посмотрев на красивый трехэтажный кукольный особняк, я взялась за дело. Целую неделю мы искали материал, мастерили разные предметы для нашего дома. А потом она играла с этим самодельным домом с гораздо большим желанием, чем с моим покупным чудом.

  • Вывод третий: одна из предпосылок к формированию письма и чтения у детей — развитие абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией.

Не надо постоянно давать детям игрушки, где нет места фантазии. Время от времени давайте коробку с «разными штучками», из которых он выберет необходимое и для больницы, и для магазина, и для других игр. Такую коробку я держу и в логопедическом кабинете, потому что развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.

За много лет работы у меня ни разу не было случая, чтобы ребенок, благодаря моим манипуляциям с логопедическими зондами, получил какие-либо заболевания, типа стоматита и т.п. Когда-то, в советские времена, нам выписывали медицинский спирт для обработки инструментов. Очень многие, по старой памяти, продолжают обрабатывать инструменты, приобретая дезинфицирующие средства в аптеках. Но это еще не вошло в широкую практику. А напрасно. В продаже появилось много различных наборов логопедических зондов, как для постановки звуков, так и для логопедического массажа. Значит, есть спрос.

Сегодня многие логопеды идут на курсы логопедического массажа. Иногда можно слышать возражения: мол, не имеют права логопеды делать какой-либо массаж. Те, кто окончил «курсы логопедов», или обучался в институте по ускоренной или упрощенной системе, конечно, не имеют. Они себя даже дефектологами не могут назвать. Но те, кто учился по-настоящему, получил высококачественное образование, не только могут, но и обязаны делать логопедический массаж. Дети с дизартрией, которых становится все больше, с ДЦП не могут обойтись без этого вида коррекционного воздействия. И здесь вопрос к высшей школе — к качеству специального образования.

Итак, обработка инструментария…

В интернете много чего написано, но нет единого подхода. СанПин об этом молчит. Детей, нуждающихся в логопедической помощи, становится больше. Инструменты для логопеда все более разнообразные. Нет ни правил обработки, ни регламента.

  • Вывод четвертый: необходимо разработать адекватные реальности правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент манипуляций (как часто, как долго), привести перечень сертифицированных приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.

Любой педагог в любое время дня и ночи может прочитать целую лекцию о пользе, необходимости, обязательности развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с задержкой речевого развития — особенно. Но что мы видим в реальности?

В большинстве своем логопедические кабинеты, даже если это отдельная комната, а не стол и шкаф в спальном помещении детского сада или классный угол в школе, очень маленькие. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Где играть? В идеале — только когда сидим перед зеркалом, или когда пишем, рисуем. Остальную деятельность осуществляем или в движении, или переносим в другое место. Но как это сделать, если нет места? И другого кабинета для занятий вам не дадут. У многих и такого нет.

Если я прихожу к логопеду, или как коллега, или в составе комиссии, и вижу маленькое помещение, где невозможно развернуться, задаю вопрос: «А где вы играете в игры из серии “Речь и движение”?» Самый распространенный ответ: «Дети встают за спинкой своего стула и делают упражнения, сопровождаемые речью». Это не двигательные упражнения.

  • Вывод пятый: логопеды не могут перестроить здание, не могут за свой счет расширить помещение, но они должны быть готовы к вопросу: «Где вы играете?». А значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.

Я убеждена, что сегодня ни один логопед в одиночку не справится с теми нарушениями речи, которые демонстрируют дошкольники и школьники. Появилось много технологий и методик в образовательной кинезиологии, психофизиологии, психологии, нейропсихологии. Без помощи медиков мы часто просто бессильны.

У любого логопеда есть два выхода:

— собрать команду; знать, к какому специалисту можно отправить ребенка за помощью, быть уверенным в компетентности этого специалиста, поддерживать с ним связь. Это может происходить по типу мини-консилиумов, по телефону, по скайпу, лично — как угодно;

— продолжить свое образование. Любому специалисту вполне по силам получить второе высшее образование по курсу психологии. Не годичные курсы, а полноценное обучение. Знание возрастных особенностей детей, проблемы детско-родительских отношений помогут правильно выстроить свою работу, как с детьми, так и с родителями. А медиков, в которых можно быть уверенным, надо искать.

  • Вывод шестой: для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, методов и технологий в области дефектологии, уметь использовать знания смежных наук. Подписка на профильный журнал обязательна. Повышение квалификации раз в три года не должно быть простой данью инструкциям. Полученные знания необходимо использовать в работе.

На фотографиях логопедических кабинетов в Интернете много интересного, нетрадиционного. Есть чему поучиться. Но, как правило, пользователи наиболее удачными считают кабинеты, где много игрушек, различных ярких картинных пособий на стенах. Заходишь, и глаза разбегаются. А теперь представьте, что к вам пришел ребенок с синдромом дефицита внимания и гипреактивности, а их сейчас стало намного больше. И как удержать его внимание? Как помочь сосредоточиться, сконцентрироваться? Пока он не разглядит все, что стоит, лежит или висит в вашем кабинете, он не успокоится.

На первом курсе дефектологического факультета МГПУ имени Ленина преподаватели специальной психологии учили нас, что для детей с проблемами развития (ОВЗ, как сегодня принято о них говорить) необходимо создавать специальную обстановку, атмосферу на занятии. Ничего не должно его отвлекать, особенно на первых этапах работы. И только гораздо позже, достигнув определенных результатов, можно начинать использовать прием «зашумливания» во время занятия.

  • Вывод седьмой: в логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения. Все остальное необходимо убрать. Когда ребенок приходит к вам на занятие, его не должны отвлекать посторонние вещи. Я не говорю о том, что кабинет логопеда — пустая убогая комната. Нет! Все в меру, «золотая середина» — вот как можно охарактеризовать обстановку вокруг ребенка.

Итак, вот несколько выводов, которые я сделала, исходя из своего опыта. Думаю, что будут еще, а для школьного кабинета — другие. Во всяком случае, об этих сторонах организации логопедической работы я не читала в книгах и учебниках.

Повторим еще раз.

  • Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.
  • Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени и реалиям.
  • Не надо постоянно давать детям игры и игрушки, где нет места для фантазии. Развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.
  • Необходимо разработать адекватные реальные правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент этих манипуляций (как часто, как долго), привести перечень приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.
  • Логопед должен в своих планах предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести логопедическое полноценное занятие с использованием двигательных упражнений.
  • Для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, уметь использовать знания смежных наук. Обязательна подписка на периодические издания. Повышение квалификации раз в три года не должно являться простой данью инструкциям. Полученные знания должны выводить работу специалиста на новый этап. И это должно найти свое отражение в работе: планы, печатные работы, презентации, выступления и т.д.
  • В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения.

А теперь о том, каким должен быть логопедический кабинет.

В связи с введением ФГОС, где немало внимания уделено коррекционному образованию, назрела необходимость в пересмотре некоторых позиций по части организации пространства для логопедической работы.

Несмотря на то, что в нормативно-правовой документации, Программах отмечена актуальность проблемы работы с детьми с ОВЗ, четкости в требованиях нет. Отсутствуют методические рекомендации не только для специалистов, но и для других участников коррекционного процесса: воспитателей, учителей, руководителей образовательных организаци, что создает ложное ощущение у последних необязательности такой штатной единицы, как логопед (психолог).

Исходя из требований ФГОС к общему образованию как дошкольному, так и школьному, попробуем перенести их в коррекционную область.

Разница в оборудовании и оснащении дошкольного и школьного логопедического кабинета состоит только в размерах мебели для детей и возрастной градации дидактических пособий. Поэтому мы будем говорить об усредненном кабинете, делая, по мере надобности, указания на возраст детей.

Одно из основных требований ФГОС для ДОО — создание специальной предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в ДОО рассматривается как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности. Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС ДО

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Все эти положения, облеченные в «книжные» формулировки находили свое отражение и в старых редакциях инструкций, справочников и учебников — в части организации коррекционной работы. Но выражались другими словами. Так что принципиально нового в этой части ФГОС для нас, на мой взгляд, почти ничего нет.

Однако взять и просто перенести «старое» на новую почву мы не можем, потому что изменилось время, изменились дети, изменились и их проблемы.

Назначение логопедического кабинета — создание максимально благоприятной обстановки и условий для коррекции речевых проблем дошкольника и проблем с устной и письменной речью школьника.

Исходя из сегодняшней реальности, учитывая не просто рост числа детей, нуждающихся в коррекционной помощи, но и трансформацию нарушений в сторону усложнения дефекта, наличием сопутствующих проблем различной этиологии, функции и спектр услуг логопеда как дефектолога (а логопеды с базовым образованием изначально являются дефектологами) расширяются и усложняются.

Необходимо учитывать, а возможно, и пересмотреть основные требования к оборудованию, содержанию и функционированию логопедического кабинета, как в дошкольном учреждении, так и в школе.
Посмотрим, что из старого арсенала необходимо сохранить.

В первую очередь — наличие самого кабинета, т.е. помещения для занятий. Это самое «слабое звено» у логопеда. Вариантов решения предоставления места для работы логопеда множество: от уголка в спальной комнате до 2—3 комнат общей площадью 20—40 м2. Последний вариант, кстати, рекомендуется и во многих справочниках. Но до сих пор остается лишь мечтой для многих специалистов.

Решить сегодня проблему предоставления всем логопедам одинаковых помещений не предоставляется возможным. Это из области фантазий. Необходимо только отметить, что минимум — 10 м2, который заложен в СанПин для школ, и просто обозначение необходимости наличия кабинета для логопеда в СанПин для ДОО (без указания метража) явно недостаточны.

Нужно помнить, что логопедическая работа не сводится к «сидению» с ребенком перед зеркалом и постановке звуков, а включает в себя и работу с группами от 3 до 6—8 человек, и проведение фронтальных занятий, и организацию не только подвижных игр, но и динамичных двигательных гимнастик с речевым сопровождением. На сегодняшний день СанПин для ДОО предлагает только один способ расширения пространства, указанный в параграфе 1, пункт 6.14: «В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, преду-смотренных проектом, в качестве групповых или кабинетов для дополнительного образования».

Этого недостаточно.

Выход один — расширение пространства за счет использования других помещений, применение моментов «прохождения» (когда дети идут на занятие с логопедом, иногда через длинный коридор здания) и т.д. Однако начинающим специалистам и тем, у кого еще мало опыта, нужны не только «советы», но и четкие рекомендации: где, когда и как это можно сделать.

Логопедический кабинет не должен быть офисным и академичным. Весь материал, который используется в определенный промежуток времени: игры, игрушки — должен быть доступен для пользования детям и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. Следует стараться избегать перегруженности кабинета методическими и дидактическими материалами.

В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должно быть минимум иллюстраций и игрушек. Только по текущей теме и для создания уюта, настроения.

У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется! А уж как создать необычность интерьера, в чем может быть его «изюминка» — это зависит уже от креативности каждого специалиста. В кабинете должно быть чисто, комфортно, уютно.

Документация:

  • логопедические карты на каждого ребенка (с результатами промежуточной диагностики);
  • годовой план работы;
  • расписание занятий;
  • циклограмма рабочего времени;
  • календарно-тематическое планирование;
  • конспекты фронтальных занятий;
  • планы индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • тетрадь для индивидуальной работы на каждого ребенка;
  • тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • отчет о результатах работы;
  • паспорт логопедического кабинета;
  • портфолио специалиста;
  • нормативно-правовые документы (Закон об образовании РФ, СанПин, подборка приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ и Департамента образования г. Москвы, касающиеся коррекционного образования).

Это основные положения, касающиеся логопедических кабинетов.

Безусловно, каждый специалист, а среди логопедов подавляющее большинство людей творческих, с художественной, дизайнерской «жилкой», найдет свою изюминку, свое то, что сделает его кабинет желанным для детей, родителей, интересным для коллег.

Речевое развитие - одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации.
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача - помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA .
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста - это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.




Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы ;

Зона организационно-планирующей деятельности ; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения ; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии . Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно - развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

Дизайн интерьера кабинета;

Логопедический уголок «Домик звуков»;

- «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

- «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко» ;

Цель : развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал : обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель : развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал : прищепки, обои, клей.

- «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки - символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

- «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание : В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель : активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева - справа, работать над зрительно - моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

Дидактическое панно «Семья грибов»,