Птицы зимой исследовательская работа. Исследовательская работа "зимующие птицы". Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороза

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Сосногорска Республики Коми

Исследовательская работа

на тему: « Зимующие птицы нашего города »

Выполнил: Карпушин Кирилл , обучающийся 1 "г" класса

МБОУ "СОШ № 3 с УИОП" г. Сосногорска

Руководитель: Жалсанова Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ №3 с УИОП" г. Сосногорска

г. Сосногорск, 2016 год

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………5

1.1 Зимующие птицы……………………………………………………………...5

      Кормушки для птиц …………………………… …………………………....6

      Подкормка птиц ……………………………………………………………....7

      Сроки и нормы подкормки……………………………………………...9

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ………………………………………………………11

2.1. Наши наблюдения…………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….…13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Птицы – неотъемлемая часть природы, они придают неповторимую прелесть лесной роще и степи. Они лучшее украшение городских парков и садов. Значение птиц в природе и хозяйстве человека многогранно. В населенных пунктах птицы охраняют от вредителей зеленые насаждения и от насекомых - переносчиков заразных болезней. Птицы - постоянные спутники человека.

На уроках окружающего мира я узнал, что птицы бывают перелётные и зимующие; что птицам, которые остаются зимовать, нужна наша помощь. Вот тогда я и решил больше узнать о зимующих птицах нашего города: где они живут, чем питаются. Я уверен, что в настоящее время чрезвычайно необходима зимняя подкормка птиц. Это занятие имеет большое воспитательное значение, так как учит жителей города (и детей, и взрослых) заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Самый доступный и распространенный вид заботы о птицах - развешивание кормушек и их подкормка.

При выполнении данной работы я знакомился с жизнью птиц в условиях города. Ведь самое интересное для нас, детей, - это наблюдать за живыми птицами на прогулке. Серия наблюдений даст мне гораздо больше умственного развития, чем просто чтение рассказов о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Фильм скорее всего забудется без закрепления и применения полученной информации.

Актуальность темы: Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. В условиях городской суеты мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. Птицы – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Гипотеза: вероятно, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода.

Цель работы: оказание помощи птицам в зимний период и изучение поведения зимующих птиц города.

Задачи исследования:

Исследовать видовой состав зимующих птиц, используя научную литературу;

Привлечь птиц на кормушки, построенные своими руками; подкармливать птиц зимой;

Изучить предпочтение кормов различными видами птиц;

Провести собственные наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке.

Объект исследования: зимующие птицы.

Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из книг, журналов интернета.

План исследования:

1. Изучить, какие птицы остаются зимовать.

2. Изучить, из какого материала можно построить кормушки.

3. Чем кормить птиц зимой?

4. Наши наблюдения и выводы.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Зимующие птицы

С наступлением холодов птицы улетают в теплые края, в места, где больше пищи. А некоторые птицы остаются зимовать в городах.

Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Птицы становятся более заметными, они сами тянуться к человеческому жилью.

Рассмотрим видовой состав зимующих птиц:

- синица: зимой синицы собираются стайками. Их часто можно видеть рядом с жильём человека. Верх зеленоватый, низ желтый, крылья и хвост синевато-серые. На крыле видна тонкая белая поперечная полоска. Характерны блестяще-черная шапочка, доходящая до глаз, светлое пятно на затылке, белые щеки, окаймленные черным, черное головное пятно, продолжающееся на груди;

- сорока: её невозможно спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе её называют – белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока – это оседлая птица. Зимой большинство сорок вместе с галками и воронами перебираются поближе к людям. Корм у сорок разнообразен. Они едят всё: летом насекомых и других мелких животных, разоряют гнёзда других птиц, а зимой их можно увидеть прыгающих на свалках, проверяющих кормушки у домашних животных. Очень любит сорока ягоды, фрукты, семена растений. А мне нравится, как она стрекочет;

- воробьи: рядом с человеком живут два вида воробьёв – воробей домовый и воробей полевой. Они схожи поведением, окраской, голосом, да и размером, разве что последний несколько стройнее;

- вороны: зимой прилетают к нам из лесопосадок, в городе они людей меньше боятся. Вечером летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходятвперевалочку.

1.2 Кормушки для птиц

Подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как считают некоторые люди.Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока.

Но важно помнить несколько основных правил:

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм будет засыпан снегом или залит дождем;

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Сначала число птиц, прилетающих к кормушке, будет невелико. Но со временем оно возрастет при условии, что необходимо регулярно наполнять её кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают её ежедневно.

Мы с папой сделали кормушку из веточек и досок (фото 1 и 2).


Фото 1 и 2 - Изготовление кормушки

Каждый человек должен охранять и проявлять заботу о птицах. Вот и мои одноклассники также не остались равнодушными к зимующим птицам, и решили соорудить свои домики и подкормить пернатых (фото 3 и 4).


Фото 3 - Кормушка Кристины Кошлаковой Фото 4 - Кормушка Илоны Вахрушевой.

1.3 Подкормка птиц

В качестве корма мы использовали: сырые (нежареные) семена подсолнуха, крошки белого хлеба.

Засыпать корм нужно утром или днём. Традиционный корм для птиц в зимнее время (таблица 1).

Таблица 1- Перечень корма

Корм

Способ подкормки

Виды птиц

Нежареные семена подсолнуха

Насыпаются на кормовой столик

Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые)

Насыпается на кормовой столик

Воробьи, сизый голубь

Крошки чёрствого пшеничного хлеба

Насыпаются на кормовой столик

Синицы, воробьи, сизый голубь

Кусочки несолёного сала, мяса и жира

Нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях

Продукты, которые опасны для здоровья птиц, плохо перевариваются в желудке, а также категорически запрещается давать их в морозную погоду (что может привести к гибели):

Черный, ржаной хлеб;

Жаренные семечки;

Кожура бананов и цитрусовых;

Перловая крупа, горох и чечевица.

Главная цель подкормки - защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев птицами. Другая положительная сторона подкормки - привлечение пернатых в те места, где это необходимо человеку, поскольку часть птиц, прилетающих к кормушкам, с наступлением гнездового сезона остается в районе подкормки, там же выводит и выкармливает птенцов, обогащая местную фауну.

Свою кормушку я установил на дереве возле дома (фото 5, 6,7).


Фото 5, 6, 7 – Установка кормушки на дереве

Первыми посетили наши кормушки воробьи и голуби (фото 8).


Фото 4 – Первые гости

1.4. Сроки и нормы подкормки

Общая продолжительность сезона подкормки зависит от климатических условий, урожая естественных кормов и некоторых других причин. Нецелесообразно начинать подкормку птиц, когда в октябре стоит тихая теплая погода, а на лугах и в лесу имеются естественные корма. В этом случае птицы неохотно будут посещать кормушки. Если же в октябре холодная дождливая погода или выпал снег и к тому же наблюдается неурожай естественных кормов, подкормка необходима.

Абсолютная бескормица наступает лишь с начала промерзания почвы или выпадения глубокого снежного покрова. Поэтому норму кормов распределяют в зависимости от состояния кормовой базы и климатических условий по периодам:

Первый период – прикормочный, длится примерно 30 – 45 дней (с 15 октября по 30 ноября). В это время птиц приучают к кормушкам. Корма сначала выкладывали в количестве 15 – 20 % нормы (пока птицы поедают их неохотно);

Второй период – основной, длится 120 дней (с 1 декабря по 31 марта). В это время птицы особенно нуждаются в подкормке, поэтому им даём полную норму кормов;

Третий период – завершающий, длится 10 – 25 дней (с 1 по 25 апреля). В это время выкладывают 80% полной нормы, так как в связи с таянием снега открывается доступ к прошлогодним запасам естественных кормов. Закончить подкормку раньше 15 апреля можно лишь в том случае, если наступила теплая погода. Если же прошлогодний урожай был небольшим или отмечается запоздалая весна и повсеместно лежит глубокий снежный покров, подкормку следует продолжать до 15 апреля.

Однако подкармливать птиц не следует слишком обильно, особенно семенами подсолнечника. Птицы перестают потреблять другой корм, что снижает их сопротивляемость инфекций, и становятся настолько зависимыми от подкормки, что при ее прекращении хотя бы на 2 дня нередко гибнут.

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1. Наши наблюдения

Для нашей кормушки я выбрал место рядом с домом, чтобы мне было удобно подкармливать птиц каждый день, а также наблюдать за их поведением. Наша кормушка установлена крепко и не раскачивается на ветру, так что птицам очень удобно на нее садиться. Я каждый день днём насыпал в кормушку нежареные семена подсолнуха, зёрна и крошки белого хлеба. За день птицы все съедали, так что к вечеру кормушка уже была пуста.

К кормушке, как правило, прилетали воробьи и голуби. Первым, кто решился поближе подойти к кормушке, оказался голубь. Нам очень было интересно наблюдать, как он с осторожностью подлетел к кормушке, сначала сел на крышу, оглянулся и только потом подошел к корму. А вот воробьи вели себя более спокойно, они небольшой стайкой сели на кормушку и клевали хлебушек.

Птицы быстро привыкли к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещали её ежедневно.

Голуби предпочтение отдали нежареным семенам подсолнуха, но не отказывались и от хлеба. Воробьи, наоборот, предпочитали больше хлеб и зерна, а семена подсолнуха практически не клевали.

После пяти дней подкормки птиц я решил посмотреть на их поведение, если в кормушке не будет корма. Днём птицы по привычке прилетали, но, не найдя еды, улетали. На дереве, на котором обычно днём собирается большое количество птиц, когда кормушка полная, не было ни одной птицы. Но как только я выходил на улицу из дома, чтобы насыпать корм в кормушку, я заметил, что птицы начали потихоньку возвращаться в свою знакомую "столовую". И буквально через несколько секунд после того, как я насыпал корм, в кормушке уже не было свободного места.

Также заметил, что в холодную погоду птиц прилетает больше, чем в тёплую. Свои наблюдения я отобразил в таблице 2

Таблица 2 - Мои наблюдения за поведением птиц в кормушке

Виды птиц

Поведение и количество птиц, прилетающих на кормушку.

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

Прилетело очень мало птиц, на кормушку сел только один голубь. Поведение осторожное.

Количество птиц заметно увеличилось, по сравнению с 1 днем, поведение заметно более спокойное.

Решились на кормушку сесть уже две птицы.

Птиц прилетает столько же, как и во второй день, поведение спокойное.

Прилетела небольшая стайка птиц.

На кормушку садятся по одной – две птицы.

Количество птиц заметно прибавилось, поведение настолько стало спокойное, что на кормушку садятся по четыре-пять птиц, и между собой начинают конкурировать.

Прилетело всего три воробья, были более спокойнее.

Количество птиц не изменилось, поведение прежнее.

Не прилетали.

Прилетело немного больше, чем в первый и во второй день, ведут себя менее осторожно.

На кормушку садятся по несколько особей.

Количество птиц увеличивается, ведут себя спокойно, внимание на окружающих не обращают.

На кормушку садятся кучками.

Вывод: птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы: наша гипотеза подтвердилась - птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

Моя работа является важным звеном экологического воспитания моих сверстников. Через её реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить одноклассников к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Это же не так сложно, сделать своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдать за поведением разного вида птиц, слетающихся на угощение.

Таким образом, развешивая кормушки, не важно где будь это - в садах, парках, или около своих домов, мы не только помогаем птицам, но и защищаем деревья, потому что если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять растения от вредных насекомых.

Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль[Текст]: Академия развития, 2004. - 255 с.

2. Бёме Р.Л. Птицы. Энциклопедия природы России [Текст]: энциклопедия / Р.Л. Бёме, В.Е. Флинт, А.Е. Черенков. – М.: Изд-во «ABF». 1998.-491 с.

3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» [Текст]: - Живая природа от А до Я.-М.,2008. - 384 с.

4. Дмитриев Ю. Книга природы [Текст]: энциклопедия / Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В. Порудоминский. – М.: Детская литература, 1990. – 400 с.

5. Энциклопедия для детей. «Птицы и звери»[Текст]:- М.:Изд-во«Мир энциклопедий Аванта +».2011.-448 с.

6.http://www.countrysideliving.net/GRD_PRJ_BirdsWint_Jan05.html: [Электронный ресурс].

Бабенко Дарья

Работа посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц города Покачи и помощи птицам в зимнее время. Описаны некоторые виды птиц, которые встречающиеся в нашем городе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление: Естественные науки и

современный мир

Зимующие птицы нашего города

Бабенко Дарья Сергеевна

Класс: 2 б

Научный руководитель:

Порошина Светлана Алексеевна,

Учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного

Учреждения средней общеобразовательной школы №2

2014 г.


Предварительный просмотр:

Зимующие птицы нашего города

Аннотация

Работа посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц города Покачи и помощи птицам в зимнее время. Описаны некоторые виды птиц, которые встречающиеся в нашем городе. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. И не надо забывать, что птицам нужна наша помощь.

Выявлено, что учащиеся начальной нашей школы ещё мало знают о птицах и не всегда задумываются о помощи пернатым друзьям.

Тема исследования родилась после акции «Помоги птицам!», проведённой в 2013 году в 1 классе. Исследование проводилось в течение 5 месяцев.

Актуальность. Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют в нашем городе, чем питаются и как правильно организовать их подкормку зимой.

Цель данной работы – изучить образ жизни зимующих птиц нашего города. Узнать, чем птицы питаются зимой, какой корм и какие кормушки предпочитают.

При работе над темой я поставила следующие задачи:

  1. Собрать сведения о зимующих птицах нашего города в различных источниках информации.
  2. Расширить и пополнить знания сверстников о зимующих птицах города.
  3. Провести опрос среди сверстников о зимующих птицах нашего города.
  4. Собрать, проанализировать и обобщить информацию о зимующих птицах города.

Объект исследования : птицы.

Предмет исследования : образ жизни зимующих птиц нашего города.

В ходе исследования использовались следующие методы:

  • Работа с литературой.
  • Экскурсия в музей.
  • Наблюдение за птицами.
  • Анкетирование.
  • Поиск в Интернете.

Вывод. В своем исследовании я узнала, какие птицы зимуют в нашем городе, их поведение и повадки, чем питаются, какие кормушки предпочитают. Исследование оказалось не только полезным, но и очень интересным, а также принесло пользу не одним птицам, а мне и моим сверстникам, с которыми я поделилась своими знаниями и наблюдениями. А еще я узнала, что 15 января – Всероссийский День зимующих птиц.


Предварительный просмотр:

Аннотация………………………………………………………………………………………..2

План исследований.……………………………………………………………………………..4

Основная часть исследования ………………………………………………………………….6

1. Введение……..…………………………………………………………………………….6

2. Виды зимующих птиц нашего города…………….……………………..………………7

3. Особенности изготовления и размещения кормушек…………..................................…8

4. Подкормка и наблюдение за птицами………………...…………………………………9

5. Изготовление информационного материала для сверстников…….………………….11

6. Анкетирование …………………………………………………………………………..11

Заключение.……………………………………………………………………..………………13

Источники информации……..………………………………………………….……………...14

Приложение ……………………………………………………………………….…………….


Предварительный просмотр:

Зимующие птицы нашего города

План исследований

Проблемные вопросы: какие птицы зимуют в нашем городе, их образ жизни, чем и как правильно их кормить, какие кормушки изготавливать ?

Гипотеза исследования: Я предполагаю, что у многих моих сверстников возникает множество вопросов, какие птицы зимуют в нашем городе, какими повадками обладают, чем и как правильно кормить птиц зимой, какие кормушки изготавливать, а значит, не все они знакомы с образом жизни зимующих птиц нашего города.

План

1.Определить зоны поиска материалов о зимующих птицах нашего города:

1) школьная и городская библиотека;

2) музей города;

3) наблюдение за птицами;

4) Интернет.

2.Изучить печатный материал по теме исследования:

а) посетить школьную и городскую библиотеку и изучить имеющуюся в наличии печатную литературу о зимующих птицах нашего города:

  • «Краснокнижные виды Югры» [Текст] / Байкалова А., Стрельников Е.,

Стрельникова О.

  • «Птицы. Полная энциклопедия» [Текст] / Школьник Ю.К.
  • «Большая книга леса» [Текст] / Стишковская Л.

б) найти в Интернете сайты об исследуемых птицах, их образе жизни, питании, поведении, повадках и записать интересную информацию, необходимую для работы;

3. Посетить краеведческий музей города Покачи с целью сбора информации о зимующих птицах нашего города.

4. Изготовить кормушки, установить в удобном месте и провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц нашего города.

5.Расширить и пополнить знания моих сверстников о зимующих птицах города, путем:

а) изготовление и распространение листовок - призывов «Поможем зимующим птицам!»;

б) изготовление стенгазет на тему «Зимующие птицы нашего города», «Помоги птицам зимой!»;

в) проведение классных часов.

6. Составить анкету и провести анкетирование среди сверстников.

Вопросы анкеты:

  1. Если есть, то какие?
  2. Каким кормом кормите птиц?

7. Проанализировать полученные результаты анкетирования, сделать вывод.

8. Оформить исследовательскую работу в электронном и бумажном носителе.

9. Защитить исследовательскую работу.


Предварительный просмотр:

Зимующие птицы нашего города

Основная часть исследования

1. Введение

В августе 2012 года президент нашей страны Владимир Владимирович Путин подписал Указ об объявлении 2013 года годом экологии. Наш класс, конечно же, не остался в стороне от этого события, и начало Российского года экологии мы встретили замечательной экологической акцией "Помоги птицам!". Кроме того, наша акция была приурочена ко Дню зимующих птиц, который отмечается в нашей стране 15 января. Все ребята нашего класса вместе с родителями смастерили кормушки, никто не остался равнодушным. В результате было изготовлено 25 кормушек. Мы с папой, смастерили из фанеры кормушку – домик.

Все кормушки мы развесили на деревьях возле школы и на улицах, где сами живём. Эта работа доставила нам много удовольствия. Каждый принес с собой корм, им мы наполнили кормушки. В дальнейшем следили, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром.

Таким образом, мы кормили птиц и наблюдали за ними. Ведь зимой им приходится особенно трудно. Давно оклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду.

Я очень удивилась, что зимой на кормушках сидит очень много разных птиц, летом же птичек совсем не видно. Хотя я знаю, почему большинство птиц улетает в тёплые края. Оказывается, улетают они потому, что корма с приходом осени становится всё меньше и меньше. Ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы не смогли бы прокормиться. А как же те птицы, которые не улетают на зиму в теплые страны? Мне стало интересно узнать, какие птицы зимуют вместе с нами, чем они будут питаться, как мы можем им помочь перезимовать. Ведь в морозы и снегопады погибает много птиц, поэтому мы должны кормить своих друзей – птиц!

Я решила провести исследование. Свою работу я назвала «Зимующие птицы нашего города».

2. Виды зимующих птиц нашего города 1

На интересующие меня вопросы, я стала собирать сведения в различных источниках информации: в домашней библиотеке, посетила школьную и городскую библиотеки, городской краеведческий музей, наблюдала за птицами, вела поиск информации в сети Интернет. И вот, что я узнала…

__________________________

1 См. Приложение 1

Зимуют в нашем городе не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях. По моим наблюдениям, в городе зимуют следующие птицы: воробей, синица, голубь, сорока, ворон, серая ворона, снегирь, дятел, свиристель.

Краткое описание птиц:

  • Воробей - верх головы серый, горло и верхняя часть груди чёрные, от клюва через глаз к уху идёт коричневая полоса. Спина коричневая с чёрными пестринами на спине и крыльях, брюшко беловатое; самка серо-коричневая. Издаёт разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.
  • Синица – голова чёрная с белыми щёками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая), брюшко ярко – жёлтое с чёрной продольной полосой. Песня – громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи».
  • Голубь – голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым, желтоватым либо пурпурным металлическим отливом на шее и груди. Такой же отлив может быть выражен на крыльях. Вокруг глаз имеются участки неоперённой, голубовато–серой кожи. Оперение густое и плотное, но при этом перья слабо закреплены в коже. Воркование и низкое протяжное стонущее гудение: «ууу…ууу».
  • Сорока – немного крупнее голубя. Голова, спина, крылья и хвост чёрные; брюшко, грудь и полисы на плечах белые; хвост длинный, ступенчатый. Издаёт резкое стрекотание.
  • Ворон – величиной с утку, полностью чёрный с синеватым металлическим отливом. Клюв очень мощный. Хвост клиновидный, что особенно заметно в полёте. Перья на голове заострены, постоянно их топорщит. Издаёт громкое трубное гортанное «крук», разнообразное карканье, барабанные дроби.
  • Серая ворона – серая с чёрной головой, крыльями и хвостом. Издаёт хриплое «карр» и другие звуки.
  • Снегирь – птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, голубовато- серая сверху с чёрными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без чёрной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые; у самок и молодых птиц – буровато-серые. Голос – мягкое протяжное «дню» или «фью-фью»; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками.
  • Дятел – у этой птицы красивое пестрое оперение. На крыле большое белое

округлое пятно, спина чёрная, бока белые, на голове у молодых дятлов – красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырёхпалые (два пальца – вперёд, два – назад); клюв прочный и острый. Издаёт резкое «ки-ки-ки»; барабанная дробь короткая (около одной секунды), сливающаяся.

  • Свиристель – с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья чёрные с жёлтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз чёрные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко – красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска. Издаёт нежную журчащую трель «свириририри».

3. Особенности изготовления и размещения кормушек 2

Для того, чтобы птицы не погибли зимой, необходимо устанавливать кормушки. Я узнала, что очень важно изготовить кормушки задолго до наступления холодов, а лучше всего уже осенью установить кормушки в разных местах на территории города.

Существует много различных видов кормушек: кормушки – домики, кормушки – булавки, кормушки – сетки, кормушки – крючки, кормовые столики и другие виды.

Я поняла, что построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить: фанеру, доски, палочки, веточки, фольгу, плетеные корзинки или их части, пустые пластиковые бутылки разной емкости, пакеты из-под молока, сока, конфет, торта, старые игрушки и многое другое.

Главное, я уяснила, что при изготовлении кормушек, важно помнить несколько основных правил:

  • кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краев);
  • у кормушки должно быть два широких отверстия (вход и выход), чтобы птицы спокойно могли проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее;
  • у кормушки обязательно должна быть крыша или иное приспособление, чтобы корм не засыпало снегом и не залило дождем;
  • у кормушки должен быть порог или бортик, чтобы корм не рассыпался;
  • кормушку необходимо регулярно чистить.

Также следует учесть особенности размещения кормушек, а именно: вешать кормушки лучше всего на южной стороне (в том числе, на стволах деревьев, на окне, на балконе) на высоте 1,5–2,5 м от земли, чтобы защитить ее от ветра и снега, кошек и собак. Очень важно, чтобы кормушки ежегодно располагались в одном и том же месте. Птицы запоминают их (осенью старые вместе с молодыми появляются в местах прежней подкормки).

____________________________

2 См. Приложение 2

4. Подкормка и наблюдение за птицами 3

В этом году в январе-феврале погода была неустойчивой: температура воздуха колебалась от -5 о С до - 46 о С, выпало много снега, дул сильный ветер. Это значит, что птицам было очень тяжело в этот период. Поэтому, чтобы птицам выдержать холодную погоду и выжить, их следует подкармливать.

Самым универсальным кормом для всех зимующих птиц являются семена подсолнечника, которые должны быть не жареные и не соленые. Большое количество растительных жиров находится внутри семян подсолнечника, делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. Еще птиц можно кормить семечками тыквы, дыни, арбуза.

Одним из любимых кормов птиц являются семена различных растений, особенно злаков, например: пшено, просо, овес, пшеница.

Ягоды рябины, шиповника и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей - снегирей и свиристелей. Плоды рябины, шиповника и боярышника, нужно заготовить и высушить заранее, с осени.

Несоленое сало или мясо очень любят синицы, воробьи, дятлы и другие птицы. Как правило, кусочки сала или мяса кладут в сетку или нанизываются на веревку, которые вешаются на ветвях деревьев или кустарников.

Заготовив с осени шишки, орехи и жёлуди, вы можете привлечь на свою кормушку не только дятлов, но и белок.

Кроме перечисленных выше кормов практически все птицы могут поедать крошки белого хлеба.

Главное, птицам нельзя давать следующие продукты: жареные и солёные семечки, соленое сало или мясо, горох, гречку и чечевицу, чёрный хлеб, цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, молоко, арахис, испорченные продукты!

Весь этот корм может привести птиц к гибели.

Также, я запомнила несколько правил, которые необходимо помнить, когда кормишь птиц:

  • Во время кормления не сорить, то есть, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и другой мусор;
  • Подкармливать в одном и том же месте, желательно, в одно и то же время. Птицы будут сами прилетать к этому времени и ждать вас.

__________________________

3 См. Приложение 3

  • Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
  • Корм должен быть сухим. Класть корма нужно немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время птиц.

Для наблюдения за птицами я с родителями изготовила шесть кормушек: четыре кормушки из картонных коробок (из-под молока и конфет); две кормушки из пластиковых бутылок емкостью 2 литра и 5 литров. Также завела дневник наблюдений.

В декабре - начале января, когда на улице было тепло, и температура не превышала – 10 о С, я стала развешивать кормушки. Кормушки из картонных коробок и пластиковую бутылку емкостью 2 литра я разместила на стволах деревьев по маршруту из дома в школу и обратно. Кормушку из пластиковой бутылки емкостью 5 литров я принесла в школу, где вместе с классным руководителем прикрепили ее за окном к подоконнику в классе, чтобы удобно было наблюдать за птицами из окна.

Корм в кормушки я старалась класть разный, в небольшом количестве, чтобы птицы успевали его съесть. Я приносила птицам несоленое сало, пшено, кусочки свежих яблок, крошки белого хлеба, арбузные семечки, семечки подсолнечника, тыквенные семечки, которые самостоятельно заготовила с осени.

Кроме того, птиц я подкармливала и без кормушек, путем разбрасывания корма на снег, где припекало солнышко и сидели стайки воробьев и синиц. Птицы были очень рады корму, жадно его склевывали, крича и споря между собой за корм. Когда наевшись, они улетали, то на смену им прилетали голуби или одинокая сорока.

Также в течение месяца я наблюдала за птицами, которые прилетали кормиться в кормушку, установленную на подоконнике в классе.

Первые три дня мою кормушку никто не посетил, и я уже начала расстраиваться. К концу недели я заметила, что в кормушку прилетела 1 синичка, робко оглядываясь по сторонам, поела семечки подсолнечника и быстро улетела. В последующие дни, недели к кормушке регулярно, в период с 13 ч 30 мин до 15 ч 00 мин, стали прилетать по 2-3 синицы и 3-4 воробья. Ели они по одному, дожидаясь друг друга и не выгоняя из кормушки. Я заметила, что чаще птицы прилетали к кормушке перед изменением погоды, особенно перед похолоданием. В холодные дни птицы практически не прилетали, а если и прилетали, то по 1-2 птицы, быстро клевали корм и улетали. Быстрее всего съедали семечки подсолнечника, крошки хлеба, а затем, арбузные и тыквенные семечки, пшено. (Выдержки из дневника наблюдения. Приложение 3)

Из изученного материала и собственных наблюдений я поняла, что если взялись подкармливать птиц зимой, то делать это надо регулярно – по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке птиц.

5. Изготовление информационного материала для сверстников 4

После того, как я узнала, как трудно зимующим птицам приходится в холод без корма, я решила рассказать об этом сверстникам, а также призвать их помочь зимующим птицам нашего города.

В связи с этим, мной была изготовлена листовка – призыв «Поможем зимующим птицам!». Данная листовка – призыв была размножена и роздана ученикам с 1 по 4 класс нашей школы, а также размещена на информационной доске в холле школы.

С целью проинформировать сверстников о видах зимующих птиц нашего города, чем мы можем помочь, какие кормушки изготовить и каким кормом подкормить, мной были изготовлены познавательные газеты на темы: «Зимующие птицы нашего города» и «Помоги птицам зимой!». В газете «Зимующие птицы нашего города» была указана интересная информация о повадках птиц и народных приметах зимующих птиц.

6. Анкетирование

Я выдвинула гипотезу, что у многих моих сверстников возникает множество вопросов, какие птицы зимуют в нашем городе, какими повадками обладают, чем и как правильно кормить птиц зимой, а значит, не все они знакомы с образом жизни зимующих птиц нашего города.

Чтобы её проверить, я провела среди учеников вторых и четвёртых классов анкетирование. В анкетировании участвовало 50 человек. Вопросы звучали так:

  1. Есть ли у нас в городе зимующие птицы?
  2. Если есть, то какие?
  3. Делаете ли Вы для птиц кормушки?
  4. Подкармливаете ли Вы птиц зимой?
  5. Каким кормом кормите птиц?
  6. Наблюдаете ли Вы за жизнью птиц?

После обработки анкет, выяснила, что на первый вопрос все участники ответили «Да», то есть в городе есть зимующие птицы.

На второй вопрос 49 участников ответило, что знают зимующих птиц, а именно: воробья – 27 участников, синицу – 43 участника, голубя – 18 участников, снегиря – 19

участников, сороку – 1 участник, ворону – 19 участников, серую ворону – 1 участник,

___________________________

4 См. Приложение 4

дятла – 2 участника. 1 участник ответил «Нет», то есть он не знает, какие птицы зимуют в нашем городе.

На третий вопрос 45 участников ответило «Да», 5 участников – «Нет».

На четвёртый вопрос 47 участников ответило «Да», то есть подкармливают птиц зимой, 3 участника ответили «Нет».

На пятый вопрос 46 участников ответило, каким кормом кормят птиц, а именно: хлебом – 25 участников, семечками – 26 участников, пшеном (зерном) – 29 участников, салом – 4 участника. 4 участника ответили «Нет», из чего можно сделать вывод, что птиц они не подкармливают или не знаю, чем их кормить.

И на последний вопрос 41 участник ответило, что наблюдают за жизнью птиц, 9 участников ответили «Нет».

Из анкет видно, что ребята хотя и знают зимующих птиц нашего города, но не всех. Не все стараются помочь птицам зимой – изготовить кормушки. Также слабо знают, чем именно кормить птиц зимой.

Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что у моих сверстников возникают вопросы, связанные с образом жизни зимующих птиц нашего города, чем и как правильно кормить птиц зимой.

Ученикам – посетить школьную и городскую библиотеку, прочитать о зимующих птицах, чем и как правильно кормить птиц зимой, как правильно изготовить кормушки.

Учителям – уделять больше внимания вопросам о живой природе нашего города на классных часах.

Учащиеся, принимавшие участие в анкетировании, были ознакомлены с результатами анкетирования и изъявили желание побольше узнать о зимующих птицах нашего города, какие кормушки надо изготавливать и где развешивать, какой корм выбирать и как правильно подкармливать птиц. Я решила, что на одном из классных часов охотно поделюсь своими знаниями и умениями с ребятами.

Заключение 5

Благодаря исследовательской работе я получила большой объем знаний по интересующей меня теме. Узнала, какие птицы зимуют в нашем городе, их образ жизни, какой корм и какие кормушки предпочитают и другую интересную информацию. Кроме того, я научилась:

Полученные знания я решила проверить во Всероссийской дистанционной викторине «Знатоки птиц» для 1-4 классов, где по результатам викторины я заняла I место.

Я продолжу исследование по этой теме. Хочу узнать больше о зимующих птицах не только нашего города, но и всего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, России. Новыми знаниями буду делиться со сверстниками и взрослыми. Продолжу изготавливать кормушки и подкармливать птиц зимой, к чему буду призывать своих сверстников. Свою работу я хочу закончить стихотворением:

«Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна,
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.

____________________________

5 См. Приложение 5

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».

Источники информации

1. Иваницкий В. Фотоэнциклопедия «Природа России» «Птицы». – «АСТ» «АСТРЕЛЬ», 1999 г.

2. Стишковская Л. «Большая книга леса».- Москва: ООО «Издательство» Росмэн – Пресс», 2005 г.

3. Стрельникова О., Стрельников Е. «Краснокнижные виды Югры»: Дидактический материал. – Тюмень: издательство Ю.Мандрики, 2001 г.

4. Хоершелманн Г. «Птицы». – Москва издательство «Мир книги», 2007 г.

5. Школьник Ю.К. «Птицы.Полная энциклопедия».– Москва: издательство «Эксмо»,

2007 г.

6. Элдертон Д. «Всемирная энциклопедия птиц».– Москва: издательство «Эксмо», 2007 г.

7. Югория: Энциклопедия Ханты–Мансийского автономного округа – Ханты – Мансийск, ИД «Сократ», 2000 г.

ru.wikipedia.org/ Птицы – Википедия/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Распределение корма для птиц по кормушкам

Выдержки из дневника наблюдения

Дата

Температура воздуха, о С

Какие птицы прилетали

Какой корм ели

Примечание

10.01.2014г.

10 о С

установили на подоконнике кормушку в классе

16.01.2014г.

5 о С

1 синица

семечки подсолнуха,

несоленое сало

быстро поела и улетела

17.01.2014г.

18 о С

2 синицы

семечки подсолнуха, крошки хлеба

поели по очереди и улетели

18.01.2014г.

16 о С

2 синицы

семечки подсолнуха, семечки тыквы

поели по очереди, не спеша и улетели

20.01.2014г.

20 о С

3 синицы,

2 воробья

21.01.2014г.

27 о С

3 синицы,

4 воробья

семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено

быстро поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи

03.02.2014г.

20 о С

2 синицы

семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено

быстро поели по очереди и улетели

04.02.2014г.

22 о С

2 синицы,

1 воробей

семечки подсолнуха, семечки тыквы,

пшено,

поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи

05.02.2014г.

24 о С

3 синицы,

4 воробья

семечки подсолнуха, крошки хлеба, пшено

поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи

15.02.2014г.

23 о С

2 синицы

семечки подсолнуха,

крошки хлеба

поели по очереди и улетели

17.02.2014г.

20 о С

3 синицы

семечки подсолнуха

поели по очереди и улетели

18.02.2014г.

27 о С

2 синицы,

3 воробья

несоленое сало,

семечки подсолнуха

поели по очереди, сначала синицы, затем воробьи

Народные приметы о зимующих птицах

  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
  • В марте птички щебечут к хорошей погоде.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
  • Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
  • Синицы порхают под окном – к холоду.
  • Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному, сбыться.
  • Снегирь под окном чирикает – к оттепели.
  • Снегирь свистит скоро зима.
  • Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
  • Вороны зимой собираются стаей, кричат, каркают - жди снега или мороза.
  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
  • Если сорока летает близко от жилья и под кровлю лезет, будет вьюга.

Повадки птиц

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Синички - очень подвижная птица, при поиске пищи подвешивается вниз головой или вниз спиной на концах ветвей. Полет волнообразный, с частыми взмахами крыльев. Найденную пищу прижимает лапкой и расклевывает.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают.

Дятлы – держатся на стволах или на ветвях, реже на земле. Полет быстрый, типично ныряющий. По стволу дерева передвигаются рывками по спирали снизу вверх. Все движения порывисты.

Голуби - медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Вороны, сороки – в лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сорока подвижная и шумная птица, выдаёт себя характерным голосом (стрекотание) , подпрыгивает.

Свиристели - сидят эти птички на ветке и щебечут, а потом нежданно-негаданно как свистнут!.. Но не от испуга, нет. Бояться им совсем некого, привыкли они к людям.

Приложение 4

Изготовление информационного материала для сверстников

Листовка - призыв «Поможем зимующим птицам!»

Газета «Зимующие птицы нашего города»

Газета «Помоги птицам зимой!»

Приложение 5

Моё участие во Всероссийской дистанционной викторине «Знатоки птиц»

Продолжительность проекта: декабрь. январь, февраль.

Тип проекта: информационно - творческий.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Сегодня мы расскажем о реализации проекта – «Зимующие птицы».

Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Проведя диагностическую беседу, предложив демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих и пролетных птиц, не все дети назвали правильно птиц которые остаются зимовать в нашем городе, а пролетных птиц они вообще не назвали. Из этого следует, что не достаточно у детей информации о птицах, что мало они наблюдают в природе за ними, что не сформированы у них навыки оказания помощи птицам зимой

Цель:

Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Реализацию проекта осуществили в три этапа.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный,

2 этап – основной (практический,

3 этап – заключительный.

1 этап – подготовительный.

Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам.

Формировать у детей умение и навыки по уходу за птицами в зимний период.

Воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2 этап – основной (практический)

Создание творческой группы.

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала.

Совместное составление плана над проектом

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что за птица? », «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Угадай, птицу по описанию», «Чей хвост».

Настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор», «Лесная школа», «Больница птиц».

Театрализованные игры: «Где обедал воробей? »

Подвижные игры: «Перелетные и зимующие птицы», «Воробышки и автомобиль», «Птицелов», «Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом? », «Совушка – сова».

Познавательная деятельность

Беседы: «Как узнать птиц? », «Кто от зимы не улетает? », «Пользу или вред приносят птицы? », «Меню птиц», «Как дети и родители заботятся о птицах».

Решение проблемной ситуации

«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой? », «Как я спас птичку».

Коммуникация

Заучивание и чтение стихотворений: А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Михалков «Птичья столовая», А. Барто «Скачет шустрая синичка», В, Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», А, Прокофьева «Свиристели», О, Григорьева «Синица».

Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

Составление рассказов по иллюстрациям.

Разгадывание загадок.

Художественное творчество

Рисование «Снегири на ветке»;

Оригами «Снегири»;

Лепка «Ворона»;

Аппликация «Синички и снегири».

Музыкальная деятельность

Работа с родителями

Консультация на тему: «Из чего можно сделать кормушку для птиц».

Конкурс на лучшую кормушку.

Консультация на тему: «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Выставка «Птичка - сделанная своими руками».

Фотоконкурс «Птицы и люди».

Акции

«Добрая зима для птиц».

«Сало – любимое лакомство синичек».

«Хлебные крошки для птиц».

3 этап – заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации.

Организация и участия родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

Проведения итогового занятия с родителями «Зимующие птицы».

Результаты реализации проекта

Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

Улучшилась предметно-развивающая среда.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.

Дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.


Учебно-исследовательская работа

«Воробей мой, воробьишка»

Работу выполнили учащиеся

начальных классов

МБОУ «Лекаревская средняя общеобразовательная школа»

ЕМР РТ

1.Введение

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки-бисер, лапки врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону-

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто её сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, ещё чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну ещё немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зёрна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

(Саша Чёрный)

Прочитав на уроке литературного чтения это стихотворение, мы задумались о том, что эти птички всегда встречаются нам у нашего жилья. Даже зимой они остаются в наших краях, а не улетают на зимовку в тёплые страны. А ведь зима очень ответственный и сложный период в жизни животных. Пережить её способны только самые выносливые. Нас заинтересовали особенности жизни птиц в зимнее время года и мы решили понаблюдать за этим.

Целью нашей исследовательской работы является изучение особенностей обитания и питания воробьёв в зимнее время года.

Задачи :

    Изучить и проанализировать литературу о роли птиц в живой природе.

    Расширить и уточнить представление о жизни воробьев в зимнее время года.

    Изучить особенности поведения воробьёв зимой в селе.

    Провести наблюдение и найти способы дополнительного подкорма воробьев в зимнее время года.

Наблюдение за птицами в зимнее время года расширит возможности оказания им помощи и будет способствовать большей выживаемости птиц в нашей местности.

Объект исследования: зимующие птицы нашей местности (воробьи).

Предмет исследования: особенности питания воробьёв в зимний период.

В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение.

Работа имеет практическое значение. Она направлена на изучение и распространение опыта сохранения жизни птиц, и оказания практической помощи в их питании в зимний период времени.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить воробьёв. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

Птицы дороги нам и тем, что они - часть родной природы. Они красивы, подвижны, а их звонкие и мелодичные песни оживляют наши леса, поля и сады. Птицы опыляют растения. Расселяют такие ценные породы деревьев как дуб и кедр.

Поедая семена сорняков, вредных насекомых и грызунов, птицы уменьшают их численность и таким образом приносят пользу.

Воробьи - маленькие, дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в многолюдных городах, не говоря уже о селах и деревнях. Окраска самца воробья серенькая, с темными пятнами на спине, на шейке - черное пятно. Гнездится воробей в дуплах, пустотах стен, в скворечниках. Самец и самка приносят в будущее гнездо множество соломы, сена, растительности, бумаги. Самка откладывает 5-6 яиц, которые одинаково насиживают оба родителя.

Воробей - птица оседлая. Они не улетают в теплые края, а сбиваются в стаи и появляются вблизи человеческого жилья. Нет такого малого или большого селенья, где бы не видели воробьев. Они смело скачут по улицам, пролетают под ногами прохожих, но поймать воробья нелегко. Они ведут себя осторожно и быстро примечают опасность.

Воробьи встречаются везде, кроме Антарктиды. Основная масса видов приспособлена к жизни на деревьях, некоторые виды перешли к наземному образу жизни. Воробей, назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей!" Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают. Большинство воробьёв очень активные птицы. Они мелкие и среднего размера. Вес тельца от 4-5 г до 30 г. Большинство воробьёв образует семейные пары. Основная масса видов приспособлена к жизни на деревьях.

2.Как питаются воробьи в зимнее время.

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Понаблюдав за воробьями внимательнее, мы узнали, что воробьи всё время держатся группами. Из учебника окружающего мира мы узнали, что такие группы называются стаями. Если на дереве располагаются воробьи, то других птиц на нём не увидишь. Они будут стараться расположиться на соседнем дереве. Стайка воробьёв в отличие от других птиц смело прыгает в поисках съестного.

В результате наших наблюдений у нас получилась такая сравнительная таблица.

Дата

3. Повадки и места обитания птиц.

Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает»

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Наблюдая за повадками этих птиц, мы задумались, а как и где они находят себе пищу?

Когда мы шли в школу и обратно, заметили, что птиц можно увидеть не только на деревьях и местах скапливания отходов, но и у жилья человека в специально оборудованных кормушках.

Самые постоянные гости – шустрые синички и воробьи. Они постоянно крутятся возле кормушек, домов. К синицам воробьи относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Иногда кормушки посещают свиристели. В тёплые дни меняется поведение птиц: громко трещат сороки, щебечут синички. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

В группе продлённого дня мы решили изготовить кормушки. Кормушки мы изготовили разные: картонные, из пластиковых бутылок, из фанеры. С учителями развесили кормушки на ближайших деревьях около школы и возле своих домов. Больше всего птиц собиралось на картонной открытой кормушке. В нее слетались птицы с разных концов двора. Они рассаживались по всей кормушке и чувствовали себя очень уютно. При кажущейся опасности, они легко и быстро разлетались во все стороны. Но снег быстро забивал кормушку, и ее приходилось несколько раз чистить. Очень много птиц было на кормушке из фанеры с бортиками. Эта кормушка более прочная и удобная для птиц.

Меньше птиц прилетало к пластиковой бутылке. На вырез пластиковой бутылки умещается только 2 птицы. Одна усаживается на вырез бутылки и озирается кругом, а другая в это время хватает корм со дна бутылки.

Таким образом, мы выяснили, что больше всего птиц накормится в открытой картонной кормушке и в кормушке из фанеры. Но кормушка из картона имеет свои неудобства: ветер сдувает корм и требуется постоянная очистка от снега. А лучшая кормушка, сделанная из фанеры с бортиками и крышей.

4.Какой корм лучше?

Больше всего нас интересовал вопрос, а чем же любят лакомиться воробьи и синицы зимой?

Начиная изучение данного вопроса, мы заметили, что воробьи на чистом дворе и около школы редкие гости. Сначала мы изучили правила подкормки птиц.

Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них!

Правила подкормки птиц:

    Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

    Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности.

    Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

    Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

    Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

    По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

Кормушку необходимо регулярно чистить!

Учитывая знания из окружающего мира о том, что данные птицы имеют характерный маленький и очень крепкий клюв, которым удобно разгрызать зерна и семена, мы подобрали для них семечки, пшено и гречневую крупу. В течение 4 дней мы наблюдали за количеством птиц у кормушек. В итоге выяснилось, что большей популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке на протяжении всех экспериментальных дней. Нам так же удалось выяснить, что в первый день на разведку прилетело несколько синиц, а к 4 дню у кормушки собралась целая стая. За 1 раз мы могли насчитать до 10-12 птиц на кормушке.

Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в нашей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева. Таких подлетов в кормушку за 1 час, по нашим наблюдениям она делала около 5. Так мы подсчитали, что примерно 8-10 минут она тратит на очистку и поедание одной семечки. Получается, что за короткий зимний день синица совершает 40 подлетов. А значит, что за день она съедает до 40 семечек, так необходимых ей, чтобы не замерзнуть.

Позже мы решили разнообразить обед наших гостей. Стали насыпать им крошек хлеба на снежный наст и развесили кусочки свежего сала и мяса на ветках. Тогда вкусовые пристрастия наших гостей совсем разделились. Синицы активно клевали сало и мясо, а целая стая воробьев собралась у крошек. Таким образом, мы выяснили, почему синиц чаще видишь на деревьях, а воробьев на дороге и у мусорных бачков. Это привычные места поиска пищи. Здесь они чувствуют себя уютнее и активнее поедают корм.

5.Заключение.

Наши наблюдения помогли нам больше узнать о жизни маленькой частички живой природы.

Птицы - важная часть живой природы. Воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.

Большое количество птиц у организованных кормушек доказывает необходимость их дополнительного подкорма зимой. Для этого можно использовать самостоятельно изготовленные кормушки, лучше открытые. Для корма можно использовать любые крупы и крошки сухого хлеба. Доступное питание, организованное человеком, поможет птицам легче перенести зимние холода.

Литература

1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей/ АСТ. Москва.: Компания «Ключ-С». - 1997г.

2.Савенков А. B .Исследовательское обучение младших школьников. /Самара.: Издательство «Учебная литература».- 2010г.

3.Федотова Н.О., Трафимова Г.В.. Окружающий мир. Учебник/Москва.: Академкнига. – 2010г.

4.Шумакова Н.Б.. Развитие исследовательских умений младших школьников. /Москва. Просвещение. – 2011г.

5.Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008.